Влияние здоровья на выбор профессии. Презентация к элективному курсу "здоровье и выбор профессии"

Казалось бы, что может быть общего между здоровьем и выбором профессии? Но на самом деле эти два на первый взгляд несовместимых понятия тесно взаимосвязаны между собой.

Если работа не по силам

Потребность в работе для человека так же естественна, как и потребность в еде или отдыхе. А работа не по силам или бездействие так же наносят вред здоровью человека как и нехватка или недостаток еды или сна.

Работа, которая не приносит удовольствия, также может нанести вред здоровью. Даже в наше время с многочисленными достижениями цивилизации, врачи фиксируют увеличение количества психосоматических заболеваний. Это и неврозы, и расстройства сердечно-сосудистой системы, психозы и прочие. Зачастую это профессионально обусловленные болезни.

Наиболее часто от этих заболеваний страдают руководители, предприниматели, менеджеры, так как они чаще всего попадают в . Ведь им приходится принимать серьезные решения и брать на себя ответственность. Также они боятся конкуренции, и потерять заслуженный ими статус.

В последнее время широкое распространение получила . И как следствие врачи поставили новый диагноз. Он получил название «синдром менеджера». Его симптомами являются:

  • сниженный иммунитет,
  • хроническая усталость,
  • ухудшение настроения,
  • забывчивость,
  • рассеянность.

По мнению врачей, это свидетельствует, что человек занимается не своим делом и таким образом его организм сигнализирует, что необходимо уменьшить нагрузки. Иначе могут возникнуть проблемы с его здоровьем.

К особой группе риска можно отнести людей, у которых завышенный уровень притязания. Они хотят занять место, которое не соответствует их возможностям.

Профессии и требования к здоровью

Практически любая профессия предъявляет определенные требования к здоровью человека. Условно их можно поделить на 4 группы.

  • Интеллектуальные – способность мыслить, внимание и память.
  • Нервно-психические – уравновешенность человеческой нервной системы, подвижность, сила.
  • Анализаторские – вкус, обоняние, слух, зрение, осязание.
  • Двигательные – выносливость мышц, сила, правильная координация движений.

Одни специальности выдвигают очень высокие требования к человеческому здоровью, так как сфера деятельности может быть связана с напряжением зрения ( , часовщик), долгим нахождением на ногах (парикмахер, ), сильным нервно-психическим напряжением (администратор, ).

Для иных профессий требуется специальный отбор, который определяет пригодность кандидата по его состоянию здоровья, а также изучает его социально-психологические и психофизиологические характеристики. Такой отбор осуществляют учебные заведения военной направленности, учреждения ФСБ, МЧС и другие.

Классификация профессий по условиям труда

Согласно условий труда врачи классифицируют профессии так:

  • бытовые условия труда,
  • слабое неблагоприятное воздействие,
  • воздействие нескольких негативных факторов,
  • вредные и тяжелые условия труда.

Делая выбор будущей профессии необходимо понимать как это может отразиться на вашем здоровье, не вызовет ли этот выбор обострение уже имеющихся у вас хронических заболеваний или появление новых.

Выбирая профессию, важно учитывать состояние своего здоровья. Нужно задуматься, как будущая профессия повлияет на ваш организм: не вызовет ли она обострение имеющихся хронических заболеваний или возникновение новых. Заранее проконсультируйтесь с врачом и выясните, не противопоказана ли вам выбранная профессия. Чтобы заключение врача не расстроило ваши жизненные планы и мечты, к медицинскому отбору надо готовиться заранее.
Человеческий организм представляет собой сложную систему, удивительная слаженность, целесообразность, муд­рость и практичность которой изу­мляет. Правильная деятельность организма определяется понятием «здоровье». По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недугов.
Одной из наиболее часто совершаемых ошибок в выборе профессии является незнание, переоценка или недооценка своих физических данных, состояния здоровья. Правильный выбор профессии связан, прежде всего, с учетом состояния здоровья. Если трудовая деятельность соответствует физическим возможностям, то она благоприятно сказывается на общем состоянии человека. И наоборот, если профессия, специальность не соответствует физическим данным, это может привести к резкому ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности, а порой к ее полной потере.
Намечая для себя профессиональную деятельность, надо учесть факторы, неблагоприятно влияющие на организм в процессе ее выполнения. Это могут быть большие физические нагрузки, постоянно низкая или высокая температура, повышенная запыленность воздуха, контакт с токсическими веществами, шум, вибрация и т.д.
Перед поступлением в учебное заведение каждый школьник проходит медицинский осмотр в поликлинике по месту жительства, на основании которого подростковый врач-терапевт выдает медицинскую справку (врачебное профессионально-консультативное заключение, форма № 86/у).
Многие профессии предъявляют повышенные требования к здоровью человека, потому что могут быть связаны со значительным напряжением зрения (оператор, часовщик, ювелир), длительным стоянием на ногах (продавец, парикмахер), высоким нервно-психическим напряжением (учитель, следователь).
Существует целый ряд профессий, представляющих особые требования даже к практически здоровым людям. Это профессии, связанные с работой в экстремальных условиях. Для них проводится специальный отбор, учитывающий степень физического развития человека (летчик, спасатель МЧС и др.). Профотбор включает определение годности кандидата по состоянию здоровья, определение профпригодности на основе социально-психологического и психофизиологического изучения личности кандидата.
Условно все требования, предъявляемые профессией к здоровью человека, можно разделить на четыре группы:
двигательные: координация движений, сила и мышечная выносливость;
анализаторные: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус;
нервно-психические: сила, подвижность, уравновешенность нер­вной системы;
интеллектуальные: свойства мышления, внимания и памяти.
По своему влиянию на организм человека все профессии можно поделить на шесть групп.
Первая группа включает профессии, которые не имеют неблагоприятных производственных факторов.
Профессии второй группы отличает непостоянное или умеренное воздействие какого-либо неблагоприятного производственного фактора, например, повышенной или пониженной температуры воздуха, влажности (повар, продавец овощного магазина).
Третья группа включает в себя такие профессии и специальности, для которых характерно воздействие не одного, а нескольких неблагоприятных производственных факторов: профессии печатника (запыленность воздуха, постоянный шум), ткачихи (повышенная температура воздуха). Эти профессии нельзя рекомендовать лицам с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, органа слуха.
К четвертой группе относятся профессии и специальности с тяжелыми и вредными условиями труда (например, шахтер, водолаз, аппаратчик химического производства). К работе допускаются только лица, достигшие 18-летнего возраста.
Пятая группа – это профессии, деятельность по которым проходит чаще всего в обычных условиях, но предметы труда требуют особо бережного отношения со стороны работника. Так, чтобы исключить возможность заражения детей, продуктов питания и т.п., к контакту с ними не допускаются люди с хроническими инфекционными заболеваниями. Это относится к таким профессиям, как воспитатель детского сада, повар, кондитер.
Шестая группа – специальности, требующие повышенного напряжения определенных органов человека. Если эти органы недостаточно выносливы и здоровы, то такая производственная деятельность противопоказана. Например, при нарушении органа зрения противопоказано работать чертежником, сборщиком часов, вышивальщицей, сборщиком микросхем; органа слуха – стенографисткой, автослесарем; органов обоняния – поваром.
По условиям труда, значимым с точки зрения сохранения здоровья, профессии можно разделить на четыре группы:
бытовые условия;
умеренное или непостоянное неблагоприятное воздействие;
одновременное воздействие нескольких неблагоприятных факторов;
тяжелые и вредные условия труда.

Опросник «Вегетативная лабильность»

Косвенным образом оценить состояние своего здоровья вам поможет опросник «Вегетативная лабильность», составленный чешскими психологами и апробированый в НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Министерства здравоохранения РФ.
Вегетативная лабильность – это способность организма адекватно реагировать на необычные воздействия внешней среды.
Прочитайте утверждения и поду­майте, насколько они похожи на ваши собственные ощущения:
1 Утром мне трудно вставать вовремя, не чувствую себя бодрым.
2. Мне трудно сосредоточиться, когда принимаюсь за работу.
3. Когда меня что-то расстроило или когда я чего-то боюсь, то в животе возникает неприятное чувство.
4. Утром я ограничиваюсь лишь чашкой чая или кофе.
5. Я часто мерзну.
6. Когда приходится долго стоять, мне хочется облокотиться на что-нибудь.
7. При резком наклоне у меня кружится голова или темнеет в глазах.
8. Мне становится не по себе, если я нахожусь на большой высоте или в закрытом помещении.
9. У меня часто бывают головные боли.
10. Когда нужно сосредоточиться, я могу покачивать ногой, грызть ногти, что-то рисовать и т.п.
11. Обычно я пользуюсь лифтом, потому что мне трудно подниматься по лестнице.
12. При публичном выступлении у меня учащается сердцебиение, перехватывает горло, потеют руки.
13. При неподвижном сидении на одном месте меня одолевает сон.
14. Случается, что я могу «покрас­неть до корней волос».
15. Некоторые события вызывали у меня тошноту или отсутствие аппетита.
Чем больше у вас ответов «нет», тем меньше поводов для беспокойства о своем здоровье. Больше половины положительных ответов – сигнал тревоги. Обратите внимание на свой образ жизни, режим труда и отдыха.
Если больше, чем в десяти утверждениях говорится о знакомых вам ощущениях, следует обратить внимание на свое самочувствие. Если вы намерены выбрать работу, связанную с хроническими нервно-эмоциональными и физическими нагрузками, следует проконсультироваться с врачом.
Настоящий профессионал бережно относится к своему инструменту, будь то компьютер, скальпель, фотоаппарат или токарный станок. Наш организм – больше, чем инструмент, он дается нам один раз и на всю жизнь. Помните: ваше здоровье – это один из ключевых факторов вашей успешной профессиональной карьеры.

Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях

Заболевания Противопоказанные факторы производственной среды и трудового процесса
Органа зрения Работы, связанные с повышенным напряжением зрения, вынужденная (резко согнутая) рабочая поза, значительное физическое напряжение; работы, в которых не допускается использование корригирующих очков
Органа слуха повышенные уровни интенсивности шума и вибрации; работа, требующая хорошего слуха
Кожи Токсические и раздражающие кожу вещества, пыль, неблагоприятные метеорологические условия; постоянное увлажнение, загрязнение и охлаждение рук в процессе работы
Костно-мышечной системы Значительное физическое напряжение (подъем и переноска тяжестей), длительное пребывание на ногах, длительное фиксированное положение тела с отсутствием возможности перемены положения для снятия напряжения с группы длинных мышц спины
Органов дыхания Неблагоприятные метеорологические и микроклиматические условия (повышенные температура, влажность, давление воздуха, пониженная температура), пыль, токсические вещества раздражающего и сенсибилизирующего действия, значительное нервно-эмоциональное и физическое напряжение
Сердечно-сосудистой системы Выраженное физическое и нервно-эмоциональное напряжение, предписанный темп работы, длительная ходьба, неблагоприятные микроклиматические и метеорологические факторы, токсические вещества, повышенные уровни шума и вибрации, работа на высоте
Органов пищеварения Значительное физическое напряжение, токсические вещества, шум, вибрация, неблагоприятные метеорологические и микроклиматические условия, вынужденное положение тела, связанное с напряжением брюшного пресса, невозможность соблюдения режима питания
Почек Значительное физическое напряжение, неблагоприятные микроклиматические и метеорологические условия, вынужденная рабочая поза, воздействие вибрации, контакт с токсическими веществами, невозможность соблюдения режима питания
Нервной системы Значительное физическое и нервно-эмоциональное напряжение, неблагоприятные микроклиматические и метеорологические условия, контакт с токсическими веществами, повышенная опасность травматизма, шум, вибрация

Елена Зубанова
Здоровье школьника с ОВЗ и выбор профессии

ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА с ОВЗ

И ВЫБОР ПРОФЕССИИ .

Профессиональная ориентация школьников призвана помочь им правильно выбрать профессию , определить свой жизненный путь.

Известно, что профессиональная направленность впервые формируется в подростковом возрасте. Однако сами подростки не в состоянии оценить свои возможности, степень развития у них именно тех качеств и свойств, которые требуются для конкретной профессии и обеспечивают успех ее освоения, кроме того, подростки плохо ориентированы в условиях труда и характере различных профессий , в требованиях, которые предъявляются тем или иным профессиональным трудом к организму . Подросткам свойственна переоценка своих физических возможностей, неумение соотносить состояние своего здоровья с требованиями избранной деятельности. К сожалению, это не учитывается часто и родителями.

Социологические исследования, проведенные в последние годы, показали, что 20% старшеклассников ряда московских школ собирались избрать профессию , которая, как оказалось, совершенно не подходила им по состоянию здоровья . Лишь 7% опрошенных школьников при выборе профессии принимали во внимание состояние своего здоровья , и только менее трети родителей уделяли внимание этому важному вопросу при рекомендации детям того или иного вида профессионального обучения , Между тем, наукой доказано, что только правильно подобранный труд, соответствующий возможностям организма, не нарушает нормального развития и состояния здоровья молодого человека , в то время как профес-сия , не соответствующая физическому развитию и здоровью , может наносить существенный ущерб растущему организму.

Из сказанного понятно, что подросткам необходима помощь при выборе их будущей .

Важным условием сохранения здоровья являются : медицинские осмотры перед поступлением подростков на профессиональное обучение любым , даже самым легким, специальностям. Их целью является определение состояния здоровье , годности его по состоянию здоровья к избранной профессии или рекомендация профессии , наиболее соответствующей физическому развитию и здоровью . Предварительные медицинские осмотры (перед поступлением в училище, в техникум, на работу) проводятся в поликлиниках всеми специалистами. На основании данных осмотра врач выносит заключение о состоянии здоровья и дает рекомендацию о подходящей профессиональной деятельности .

Подобные осмотры учащихся 7-10-х классов проводятся в настоящее время и в школах . На основании осмотра школьный врач выносит заключение-рекомендацию о том, какой профиль профессиональной деятельности является для каждого из них наиболее подходящим по состоянию здоровья , в каких ПТУ, техникумах или вузах им целесообразнее обучаться.

Родителям нужно хорошо знать состояние здоровья сына или дочери и при заболевании или отклонении в состоянии здоровья психологически готовить их к тому, что ряд профессий , возможно и те, которые они для себя избрали, будут для них вредны, рекомендовать им выбор более подходящих специальностей. Это избавит подростка от психологических травм, конфликтов, неудовлетворенности.

Возрастные особенности обусловливают повышенную чувствительность подростков ко всем неблагоприятным внешним условиям и факторам производства : повышенной и пониженной температуре воздуха, шуму, пыли, химическим веществам и др. При работе в таких условиях у подростков быстрее возникают изменения в состоянии здоровья , вызванные действием неблагоприятных факторов. Кроме того, в период усиленного роста и развития возникают временные отклонения возрастного характера в состоянии здоровья , и подростки с такими отклонениями нуждаются в ограничениях к некоторым видам труда, так как при неблагоприятных условиях работы эти возрастные отклонения могут переходить в более стойкие и выраженные.

Разные виды профессиональной деятельности предъявляют совершенно различные требования, в том числе и повышенные, к некоторым органам и системам. Это зависит от степени участия в работе разных органов - зрения, слуха, конечностей и др.

Так, большое число профессий предъявляют повышенные требования к органу зрения. К ним относятся так называемые зрительные работы :

требующие большой точности, а, следовательно, связанные с напряжением глаз, т. е. профессии мелкого точного приборостроения :

Работа с часовыми механизмами,

Работа с компьютером,

Работа на оптико-механическом производстве,

профессии типографского профиля (корректорские,

наборные,

ювелирное дело и др.

представляющие повышенную опасность глазного травматизм :

профессия токаря ,

профессия фрезеровщика ,

профессия слесаря ,

профессия столяря ,

профессии горячих цехов и т . п.

требующие правильного различения цветов :

для швеи, портной,

для обувных дел мастера,

для работников радиотехнической промышленности,

для работников транспорта и др.

Очень точные мелкие работы требуют хорошего зрения, но при их выполнении можно носить очки, и если в очках зрение улучшается, то можно осваивать эти профессии , например швейного, обувного, станочного, слесарного, радиотехнического, столярного профилей , механико-наладочные работы, специальности часового производства.

Другие работы не требуют большой точности, но зрение должно быть хорошим без очков, так как ношение очков при их выполнении затруднительно либо вовсе невозможно (на высоте, при неблагоприятных метеорологических условиях, в условиях большой запыленности).

Поэтому подростки с пониженным зрением, даже хорошо исправляющимся очками, не смогут осваивать профессии строительного , судостроительного профиля , литейных, кузнечно-прессовых, прядильно-ткацких цехов, работы электромонтера, поварское дело и т. п.

Многие профессии не могут выполняться при нарушении движений в руках, особенно при отсутствии пальцев, их искривлении, тугоподвижности, для некоторых работ имеет значение хорошее состояние нижних конечностей (выполняемые стоя, связанные с подъемом на высоту) .

Ряд специальностей предъявляют повышенные требвания к сердечно-сосудистой системе (например, работы физического характера, в вынужденной рабочей позе, в горячих цехах, к нервной системе (напряженный конвейерный ритм труда, профессии сферы обслуживания и т. п.).

На организм оказывают влияния и условия, в которых выполняется работа; повышенная или пониженная температура воздуха, шум, пыль и др. Это также следует учитывать при рекомендации профессии подросткам , для которых эти условия вредны.

Все сказанное свидетельствует о том, что даже практически здоровые подростки , имеющие такие отклонения, которые им мало мешают в повседневной жизни (например, пониженное зрение, хорошо исправляемое очками, плоскостопие, небольшое искривление позвоночника и др., нуждаются в правильном выборе профессии , а следовательно, в совете подросткового врача. Только врач может грамотно решить вопрос о профессиональной пригодности подростка, имеющего отклонения в состоянии здоровья .

При выраженных искривлениях позвоночника, о чем рассказывалось выше, профессии , требующие долгого сидения в согнутой позе (работа швеи, вязальщицы, радиомонтажницы, часовщика) или подъема тяжестей, не рекомендуются;. Более подходящими являются специальности слесарно-сборочные по некрупной сборке, приемочно-контрольные, механико-наладочные и им подобные, но без подъема и переноски тяжестей.

Подростки, страдающие хроническими заболеваниями сердца (врожденные или ревматические пороки сердца, почек, легких, более ограничены к труду, однако и они могут осваивать немало профессий в профессионально -технических училищах, таких, которые выполняются в благоприятных условиях, в сухих отапливаемых помещениях, без физических перегрузок, без подъема на высоту; им подходят специальности монтажно-сборочные в приборостроении, некоторые профессии швейного производства, чертежные, граверные и т. п.

Здесь нет необходимости приводить подробные сведения о профессиональной пригодности подростков, страдающих различными заболеваниями; мы преследовали цель привлечь внимание родителей к этому важному вопросу, конкретно же решает его в отношении каждого подростка врач.

Важно помнить, что довольно большое число подростков, заканчивающих школу и собирающихся начать трудовое обучение, нуждается в консультации врача для правильного выбора профессии в соответствии с состоянием здоровья . В этом нуждаются не только больные (их, кстати, совсем не так много, но и здоровые юноши и девушки , имеющие нерезко выраженные отклонения или функциональные изменения. Консультация должна быть проведена задолго до окончания школы , чтобы учащийся подготовил себя к тому, что, возможно, некоторые виды профессиональной деятельности , которые он предварительно для себя избрал, будут для него неподходящими, что ему следует ориентироваться на другой вид специальности. Чем раньше это сделано, тем менее болезненна и ощутима переориентация, тем больше возможностей своевременно подготовиться к правильному выбору профессии . Лучше всего проконсультироваться у врача по поводу профессиональной пригодности в конце седьмого, начале восьмого класса.

В помощь проведению работы по профессиональной ориентации подростков с заболеваниями и отклонениями в состоянии здоровья изданы перечни медицинских противопоказаний для обучения в профессионально -технических училищах, техникумах и вузах, имеющиеся в подростковых кабинетах поликлиник, куда следует обращаться за советом о выборе профессии . Кроме того, в настоящее время во многих городах созданы кабинеты профессиональной ориентации , где компетентные специалисты (психологи, физиологи, педагоги, в том числе и врачи, дают консультацию о подходящей для подростка профессии с учетом его склонностей, способностей, развития, личностных качеств и состояния здоровья .

Помощь подростку в выборе профессии - одна из самых важных и ответственных родительских обязанностей. Не следует пренебрегать таким фактором, как влияние на детей семейных трудовых традиций. К сожалению, не во всех семьях есть правило - знакомить своих детей с трудом взрослых. Когда школьников спрашивают , где и кем работают их родители, кем были их дедушка и бабушка, они часто затрудняются с ответом или отвечают очень неуверенно и односложно. Между тем они с интересом узнают, что у дедушки большие трудовые заслуги, отмеченные благодарностями, грамотами, премиями, а мамин портрет находится на Доске почета, что у папы есть изобретения, он отличный рационализатор.

Воспитание семейной трудовой гордости - дело важное и необходимое. Любовь к труду, уважение к людям труда начинают складываться в семье в значительной степени под влиянием семейных традиций. Недооценивать это могучее средство нравственного воспитания непростительно.

Требует лучшего здоровья, чем у вас есть, в будущем работа может спровоцировать возникновение заболевания или обострение уже имеющегося.

Допустим, человек со слабым зрением становится бухгалтером или корректором . В дальнейшем значительная нагрузка на глаза, необходимость скрупулезно прочитывать огромное количество текстов, выискивать ошибки или сверять балансы и отчеты может привести к прогрессированию близорукости. Так же таким людям не стоит планировать управлять транспортными средствами. Ведь ни один медосмотр водителей не будет пройден, в случае если у вас плохое зрение.

К рядом стоящим профессиям могут быть разные противопоказания, а к непохожим - как раз общие.

Например, среди фармацевтов не должно быть бациллоносителей или лиц с хроническими инфекционными заболеваниями. А людям, у которых наблюдается тремор (дрожание рук), вряд ли стоит становиться хирургами . И - менеджерами по работе с клиентами тоже. Кстати, популярная сегодня профессия менеджера подойдет далеко не всем. Умение убеждать других в своей правоте, донести до них идеи компании напрямую зависит от того, как хорошо вы владеете ораторским мастерством, в том числе отсутствуют ли у вас дефекты речи. Плохая дикция нежелательна и для гуманитариев в целом: им предстоит взаимодействовать с людьми.

Однако даже если ваше здоровье не совсем соответствует выбранной стезе, это не означает, что вы тут же должны отказываться от своей мечты. Необходимо взвесить все «за» и «против», подумать, можно ли преодолеть возникшие трудности. Записаться к логопеду - реально.

Есть и огромное количество специальностей, куда можно прекрасно вписаться с конкретным недостатком вашего здоровья. Один из отечественных художников-мультипликаторов, нарисовавший множество любимейших всеми героев мультфильмов, страдает дальтонизмом (это такая болезнь, когда человек неправильно видит цвета). Кроме того, существуют проблемы со здоровьем, которые достаточно сложно решить: хронические недуги небыстро поддаются лечению, а здоровых выпускников школ сейчас почти не осталось.

Для многих профессий характерно периодическое или постоянное воздействие на организм человека одного или нескольких неблагоприятных факторов - высокого шума, напряжения, экстремальных условий, некомфортных погодных условий и т. д.

Некоторые из вас мечтают быть режиссерами шоу-программ, диджеями - однако музыка, ревущая из динамиков, ослабляет слух. Химические реагенты будут оказывать негативное влияние на здоровье агронома или зоотехника , медицинскими противопоказаниями к такому роду деятельности считаются аллергические реакции на ядохимикаты и удобрения, в частности экземы и другие кожные заболевания - а также хронический бронхит. Неблагоприятный фактор в работегеолога - некомфортные погодные условия, так что ему необходима устойчивость к простудным заболеваниям. А офисным работником может быть далеко не каждый. Каково выдерживать весь день вынужденную рабочую позу! Если вы весь день сидите за компьютером, следите, как он влияет на состояние вашей щитовидной железы. Когда оно неидеально, лучше отказаться от специальности программиста и предпочесть какую-либо другую.

Альтернатива - ежедневно пребывать в большом нервном напряжении, работая актером, режиссером, врачом, учителем, следователем, менеджером . Здесь высок риск психосоматических расстройств и последующих неврозов, болезней сердца, нервного истощения. Если вы хотите приобрести одну из вышеназванных специальностей, стоит хорошенько подумать, сможет ли вас вывести из себя какая-нибудь экстремальная ситуация. Часто ли вы волнуетесь или переживаете из-за пустяков? И, если да, то, возможно, стоит попробовать реализовать себя на другом поприще.

Практически безвредно для здоровья быть художником-модельером, дизайнером костюма: неблагоприятных производственных факторов здесь почти нет.

А менеджер, напротив, обязан не только ежедневно решать «мелкие» проблемы компании, но и уметь найти выход из кризисной ситуации, когда крах фирмы неминуем. Если срываются поставки, упал спрос на какой-нибудь товар, задача профессионала - в максимально короткий срок преодолеть эти сложности. Напряженный график, ненормированный рабочий день диктует очень высокие требования к состоянию его здоровья - он не должен иметь нервно-психических или сердечно-сосудистых заболеваний.

К кому обратиться за советом? К консультанту в центре занятости: у него есть описания профессий - профессиограммы, там перечислены противопоказания по конкретным специальностям. Вы можете изучить эти документы и самостоятельно (распечатки с ними обычно находятся в свободном доступе в таких центрах).

Если вы страдаете какой-либо серьезной болезнью, при выборе профессии этот фактор должен стать одним из приоритетных. Профконсультант поможет вам найти самые приемлемые по данному показателю специальности, из которых вы потом сможете выбрать ту, что вам интересна, соответствует вашим способностям, востребована на рынке труда и т. д.

Второй ваш союзник - это врач.

Какие специальности подходят, а какие не подходят при конкретных болезнях?

Ребята, страдающие эпилепсией, могут без вреда для здоровья стать модельерами, ретушерами, чертежниками и др. Однако им противопоказана работа в неблагоприятных метеоусловиях или связанная с токсическими веществами.

К сожалению, большое количество старшеклассников страдает сегодня гастритом, язвой. При их наличии лучше не выбирать профессии, связанные с частыми командировками, физическим и нервным напряжением. Не становитесь репортерами и корреспондентами, ведь в таком случае вам будет трудно соблюдать режим питания. Это же замечание касается и диабетиков.

Подросткам, имеющим нарушение деятельности щитовидной железы - тиреотоксикоз, не подходят строительство, судостроение, зато удачным выбором для них будут профессии врача, экономиста, библиотекаря, искусствоведа

Возможно, среди тех, кто читает эту статью, есть больные логоневрозом, или неврозом речи (проявляется в заикании). Вам противопоказаны нервное напряжение и производственный шум. В вузах можно овладеть любой специальностью, кроме педагогики, права, некоторых специальностей здравоохранения и искусства.

Ребятам, имеющим плоскостопие, лучше не идти в экспедиционные условия или в торговое либо рыбное пароходство.

Имея хронический ларингит - воспаление гортани - не выбирайте специальности, требующей напряжения голоса (например, педагог или диктор), а также предполагающей постоянное нахождение в неблагоприятных метерологических условиях (холод, влажный воздух, резкие перепады температуры).

Что касается кожных заболеваний, то для страдающих псориазом крайне нежелательно специализироваться в области химии, горного, геологоразведочного и металлургического дела, технологий производства товаров продовольственного спектра и большинства товаров широкого потребления. Зато можно спокойно осваивать приборостроение, электроприборостроение, экономику.

При нефрите (заболевании почек) противопоказана работа в контакте с химикатами, а также требующая длительного пребывания на ногах, систематического пользования городским транспортом или длительных командировок. Остальные профессии - пожалуйста.

_____________________________________________________________________________

Урок в 9 классе по курсу «Профессиональное самоопределение учащихся»

на тему «Учёт состояния здоровья при выборе профессии».

Рощина Наталья Владимировна, учитель технологии высшей квалификационной категории МКОУ Курловская средняя общеобразовательная школа № 1 Гусь-Хрустального района Владимирской области; Паспортные данные: серия 17 02 № 462237 выдан Курловским ГОМ 18.02.2002 г.; ИНН 331400753858; ПФР 013-860-520-25; Почтовый адрес: 601570 Владимирская область Гусь-Хрустальный район г. Курлово ул. ПМК д.13 кв. 6. Телефон: 89106739409

г. Курлово, 2013 г.

Раздел: Здоровье и выбор профессии.

Урок: «Учёт состояния здоровья при выборе профессии»

Содержание работы:
    Цели и задачи урока. Категориальный аппарат. Необходимые материалы. Рекомендуемая литература. Планирование урока. Описание хода урока. Предполагаемые результаты. Приложения.

Введение. Пояснительная записка.

В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования на период до 2020 года механизмом, обеспечивающим государственные гарантии доступности и качества образования, выступает специализированная подготовка (профильное обучение) в старших классах общеобразовательной школы, которая ориентирована на индивидуализацию обучения, социализацию обучающихся, в том числе с учётом реальных потребностей рынка труда. Организация профильного обучения невозможна без создания системы предпрофильной подготовки школьников. С этой целью в школе для учащихся 9-х классов проводятся занятия по курсу «Профессиональное самоопределение учащихся». Профориентационная работа – системно организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей школы, в учреждениях профессионального образования, а также на повышение готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению. Предлагаемое Вашему вниманию занятие является одним из разделов курса «Профессиональное самоопределение учащихся» .

Цель урока:

-дать определение понятию «здоровье», раскрыть взаимосвязь здоровья и выбора профессии, объяснить учащимся необходимость учёта состояния своего здоровья при выборе профессии, использовать разнообразные формы и методы закрепления и проверки знаний учащихся.
Задачи урока:

1. Познавательные:

а) определять и правильно употреблять в устной и письменной речи

основные понятия и термины;

б) умело руководствоваться статьями Трудового кодекса РФ, в которых говориться о заботе государства по охране здоровья трудящихся; в) показать умения правильно соотносить состояние своего здоровья с требованиями избираемой профессии; г) ознакомить учащихся с медицинскими противопоказаниями к различным группам профессий. 2. Развивающие:

а) совершенствовать умение самостоятельно добывать знания (работа с

учебником и другими источниками);

б) систематизировать и творчески перерабатывать знания (заполнение

таблиц, анкет, индивидуальных карт и т.д.);

в) отрабатывать навыки ведения дискуссии, умение аргументировано

изложить свою позицию;

г) проявлять коммуникативные умения работы в группе.

3. Воспитывающие:

а) формировать чувство ответственности за выбор дальнейшего

образовательного и профессионального маршрута;

б) показать формирование в сознание учащихся целостной картины

будущей профессиональной карьеры.

Формы организации деятельности учащихся.
Индивидуальная, групповая, коллективная.

Здоровье;

Группы профессий по влиянию на них производственных

факторов;

Уровень физического развития.

Материалы, необходимые для проведения урока:
- учебное пособие, - Трудовой кодекс РФ, - индивидуальные карточки, - «Анкета здоровья», - компьютерная презентация.

    Твоя профессиональная карьера: учебник для 8-9 кл. – П.С.Ларнер,
Г.Ф.Михальченко, А.В. Прудило и др. под редакцией С.Н.Чистяковой М.: Просвещение, 2007; 2. Технология 9 класс: материалы к урокам раздела «Профессиональ- ное самоопределение» по программе В.Д. Симоненко- составитель А.Н.Бобровская – Волгоград, 2005; 3. Прощицкая Е.А. Здоровье и профессиональная пригодность. // Школа и производство № 3, 1994; 4. Профориентационный тренинг для старшеклассников/ под редакцией Н.В.Афанасьевой – СПб: Речь, 2007.

Тема урока: «Учёт состояния здоровья при выборе профессии».

По типу данный урок можно отнести к комбинированному, который представляет собой соединение элементов теоретического и практического занятий. Эффективность урока во многом зависит от активных методов обучения, применяемых на уроке. Они позволяют ученикам объединить свои знания и умения в групповой работе, проявить коммуникативные навыки, творчески поработать над заданиями и поучаствовать в дискуссии, выразив и аргументировав свою позицию.

Рассмотрим ход урока в его логической последовательности по этапам (см. Приложение 1).


Содержание занятия:
- Организационное начало урока (по звонку учащиеся заходят в класс и рассаживаются по своим местам): Здравствуйте, ребята, мне очень приятно видеть Вас сегодня на нашем занятии, где мы продолжим разговор о профессиях, а конкретно о том, что следует учитывать при выборе будущей профессии. Ведь именно от этого будет зависеть успех вашей дальнейшей профессиональной деятельности. Как и всякий другой выбор - выбор будущей профессии – это принятие решения при большом количестве альтернативных вариантов и необходимости учитывать различные факторы.
- Сообщение темы и целей урока: Сегодня мы с вами рассмотрим такой немаловажный фактор при выборе профессии – как здоровье. Ответим на вопрос, как взаимосвязано здоровье и профессиональная пригодность, каковы требования, предъявляемые профессиями к состоянию здоровья. Далее учитель ставит перед учащимися проблемный вопрос: Может ли профессия оказать неблагоприятное воздействие на здоровье человека? В чём это выражается? В ходе его обсуждения учащиеся приходят к выводу, что при выборе профессии необходимо учитывать состояние своего здоровья. - Скажите, что вы понимаете под термином «здоровье»? (Ответы учащихся: отсутствие болезней, хорошее самочувствие, отличное настроение и др.).

Объяснение новой темы: Человеческий организм представляет собой сложную систему, удивительная слаженность, целесообразность, мудрость и практичность которой изумляет. Правильная, нормальная деятельность организма определяется понятием «здоровье». По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недугов. Одной из наиболее часто совершаемых ошибок в выборе профессии является незнание, переоценка или недооценка своих физических данных, состояния здоровья. Правильный выбор профессии, прежде всего, связан с учётом состояния здоровья. Если трудовая деятельность соответствует физическим возможностям человека, то она благоприятно сказывается на его общем состоянии. И наоборот, если профессия, специальность не соответствует его физическим данным, это может привести к резкому ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности, а порой к её полной потере. Затем учитель рассказывает о законодательстве по охране здоровья работающих подростков, зачитывает выдержки из статей Трудового кодекса РФ. Для подростков до 18 лет существуют следующие льготы в процессе их трудовой деятельности: а) сокращенная продолжительность рабочего времени: - в возрасте от 16 до 18 лет – не более 36 часов в неделю; - в возрасте от 14 до 15 лет - не более 24 часов в неделю. б) увеличение времени отдыха: - работникам моложе 18 лет предоставляется ежегодный отпуск продолжительностью один календарный месяц. в) предоставление отпуска в первый год работы независимо от времени непрерывной работы на данном предприятии, то есть до истечения 11 месяцев: - отпуск предоставляется в любое удобное время, непредставление отпуска запрещается. г) понижение нормы переноски и передвижения тяжестей: - предельные нормы переноски не должны превышать 4,1 кг. д) запрещается привлечение подростков до 18 лет к тяжёлым работам и работам с вредными условиями труда, в выходные дни и ночное время. Кроме того, в трудовом кодексе отмечено, что при трудоустройстве лиц моложе 18 лет обязательно предусмотрено прохождение медицинского осмотра, без этого документа администрация не вправе принять на работу подростка. А также рабочим и служащим моложе 18 лет заработная плата при сокращенной продолжительности ежедневной работы выплачивается в таком же размере, как и работникам соответствующей категории при нормальной продолжительности ежедневной работы. Необходимо обратить внимание учащихся на то, что забота государства о здоровье работающих подростков и молодежи не должна расцениваться ими как возможность избегать напряженного труда. Посильный труд оказывает положительное влияние на развитие организма, служит одним из лучших показателей профилактики и лечения многих заболеваний. Некоторые профессии и специальности подвержены каждодневному воздействию на организм человека так называемых профессионально-производственных факторов. Вопрос: Перечислите, какие вы знаете профессионально-производственные факторы? (Ответы учащихся: температурные перепады, повышенная влажность, шум, вибрации, воздействие токсичных веществ, запыленность). Разные профессии предъявляют неодинаковые требования к состоянию здоровья человека. (Затем учитель переходит к рассказу о группах профессий по медицинским противопоказаниям). По своему влиянию на организм человека все профессии и специальности можно условно разделить на шесть групп (показ слайдов презентации) (см. Приложение 2). Первая группа включает профессии, в условиях, работы которых полностью отсутствуют неблагоприятные производственные факторы. Таких профессий много: продавец промышленных товаров, менеджер, модельер и т.д. Эти профессии и специальности могут быть рекомендованы всем лицам, имеющим склонность и способности. Профессии второй группы (повар, продавец овощей и фруктов) отличает непостоянное или умеренное воздействие какого-либо одного неблагоприятного производственного фактора (например, повышенной или пониженной температуры воздуха, влажности). Следовательно, эти профессии могут быть рекомендованы только тем, у кого хорошо развиты терморегуляция, нет заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, отсутствует склонность к простудным заболеваниям. Третья группа включает профессии и специальности, для которых характерно воздействие не одного, а нескольких неблагоприятных производственных факторов. К таким профессиям можно отнести, к примеру, ткачиху (повышенная температура воздуха, запыленность, интенсивный постоянный шум), обувщика (запах клея, шум). Значит, лицам с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, органов слуха данные профессии не могут быть рекомендованы. К четвертой группе относятся профессии и специальности с тяжелыми и вредными условиями труда, например, сталевар, шахтер, водолаз и другие. К таким работам допускаются только лица, достигшие 18-летнего возраста, уровень физического состояния организма у данных работников должен быть очень высок. Пятая группа – это профессии и специальности, связанные с деятельностью, которая проходит чаще всего в обычных условиях, но предметы труда требуют особо бережного отношения со стороны работников. Это относится к таким профессиям, как воспитатель детского сада, кондитер, фармацевт и другие. Шестая группа – это профессии и специальности, требующие повышенного напряжения определенных органов (органов зрения – чертёжник, сборщик микросхем; органов слуха – настройщик музыкальных инструментов, органов обоняния – повар). Если человек здоров, то может выбирать любую профессию. Если у него имеются какие-либо отклонения в состоянии здоровья, то при выборе профессии их необходимо учитывать. В этом случае необходимо посоветоваться с врачом-профконсультантом.
- Практическая часть урока: Учитель предлагает ребятам заполнить анкету здоровья, которая поможет соотнести состояние своего здоровья и профессии, которую им хотелось бы избрать (см. Приложение 3).
- Физминутка – релаксация (звучит тихая, приятная музыка): Учитель предлагает немного отдохнуть. Расслабьтесь, закройте глаза. Представьте маленький скалистый остров вдали от континента. На вершине острова… высокий, крепкий маяк. Вообразите себя этим маяком, стоящим на скалистом острове. Ваши стены прочные, что даже сильные ветры, постоянно дующие на острове, не могут покачнуть вас. Из окон вашего верхнего этажа вы днём и ночью, в хорошую и плохую погоду, посылаете мощный пучок света, служащий ориентиром для судов. Помните о той энергетической системе, которая поддерживает постоянство вашего светового луча, предупреждающего мореплавателей о мелях, являющегося символом безопасности для людей на берегу. А теперь постарайтесь ощутить внутренний источник света в себе – света, который никогда не гаснет.
- Продолжается практическая часть урока: Человеческая жизнь не стоит на месте, она очень сложная и иногда может преподнести человеку «подарок» в виде отклонений в состоянии его здоровья, что в свою очередь ограничит его в выборе профессии. Однако следует иметь в виду, что не может быть абсолютной профессиональной непригодности. Природа человека многогранна, и каждый индивид обладает большим набором разнообразных качеств. Кроме того, растущему организму свойственна большая пластичность и возможность развития компенсационных механизмов. С полной уверенностью можно сказать, что каждый человек является профессионально пригодным к какой-либо профессии, необходимо только определить ее. Далее учащимся предлагается выполнить следующее задание: зная заболевание и противопоказанные профессионально-производственные факторы к этому заболеванию, вывести виды деятельности (профессии и специальности), которыми можно будет заниматься, имея такое заболевание (см. Приложение 4). При выполнении задания можете ссылаться на таблицу «Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях» (см. Приложение 5). (Учащиеся озвучивают таблицы).
- Заключительная часть урока: Для закрепления и обобщения полученных знаний учащимся предлагается выполнить следующее задание: составить индивидуальную памятку по выбранной вами профессии, в которой отразить всё то, что необходимо для того, чтобы приблизиться к успеху в этой профессии (см. Приложение 6).Учащиеся получают рекомендации к здоровью по каждой профессии индивидуально. Несколько учащихся озвучивают свои памятки.
- Подведение итогов урока: В заключение урока мне хочется сказать вам, ребята, следующее. Настоящий профессионал бережно относится к своему инструменту, будь то компьютер, скальпель, фотоаппарат или токарный станок. Наш организм – больше чем инструмент. И самое главное, он даётся нам один раз и на всю жизнь. Ваше здоровье – это один из факторов успешной профессиональной карьеры. Всё в ваших руках: ваше здоровье и ваша будущая карьера. Помните: всякое достижение когда-то казалось невозможным!
- Домашнее задание: Предложить учащимся оценить уровень своего физического развития, выполнив упражнения 1,2,3. Упражнение 1. Потягивание. Выполните подтягивание на прямых руках с паузой 1-2 секунды без рывков и маховых движений ногами, поднимая подбородок выше уровня перекладины. Упражнение 2. Бег. Пробегите 100 метров по беговой дорожке стадиона или по ровной дорожке с любым покрытием с высокого старта. Бег на 1000 метров проводится на пересеченной местности (кросс).

Упражнение 3. Плавание. Проплывите 100 метров вольным стилем, начав его прыжком со стартовой тумбочки. Поворот выполните касанием стенки бассейна любой частью тела. Ваши результаты по каждому упражнению переведите в баллы от 1 до 10.Оценка в 5 баллов считается средней. Разумеется, для девушек допустимы более низкие оценки (см. Приложение 7). Чем больше баллов подростки получили, тем выше уровень их физического развития. Разумеется, при соответствующей тренировке они могут добиться улучшения результатов и здоровья в целом. Кстати, хорошее здоровье не повредит любому. Ведь от состояния здоровья зависит не только физическая, но и умственная работоспособность, настроение и способность к самообладанию.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА.

Название этапа


Приложение 3. Анкета здоровья. Отвечая на вопросы, подчеркните выбранный вариант.
1. Вы здоровы? да; нет; не знаю.
2. Как Вы оцениваете свое физическое развитие? хорошее; среднее; слабое.
3. Имеется ли у Вас: а) расстройство зрения? да; нет; б) расстройство слуха? да; нет; в) повышение давления? да; нет; г) хроническое заболевание? да; нет; д) перенесённые травмы? да; нет.
4. Как относится школьный врач к профессии, которую Вы хотите избрать? противопоказаний нет; советует воздержаться; противопоказана.
5. Насколько Ваше состояние здоровья соответствует требованиям выбранной профессии? вполне соответствует; частично соответствует; не соответствует.
6. Требует ли выбираемая профессия: а) большого физического напряжения? да; нет; б) большого нервного напряжения? да; нет; в) большого умственного напряжения? да; нет.
7. В каких условиях Вам придётся работать? а) в помещении; б) на свежем воздухе; в) посменно; г) работа будет связана с командировками.
8. Вредно ли действует на здоровье выбираемая Вами профессия? - нет; - частично (как именно?)_______________________ - да (как именно?) _____________________________ Приложение 4.
Карточка – А
Заболевание
Карточка – Б
Заболевание
Карточка – В
Заболевание
Карточка – Г
Заболевание
Карточка – Д
Заболевание Приложение 5.

Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях.

Заболевание


Приложение 6.

Индивидуальная памятка.

    Фамилия, имя ________________________________________________
    Моя будущая профессия ______________________________________
    Уровень физического развития _________________________________
    Название группы по влиянию на организм человека выбранной профессии (специальности) ____________________________________
    Требования к здоровью по выбранной профессии ________________
_____________________________________________________________
    Необходимая коррекция _______________________________________
_____________________________________________________________

Приложение 7.

Оценки по физическим упражнениям.


Подтягивание на перекладине (раз)