Формы общения между людьми (презентация). Конспект и презентация к уроку на тему "общение" Проект на тему общение

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРБАТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Методическая разработка урока обществознания

в 8 классе на тему «ОБЩЕНИЕ»

учитель обществознания МКОУ Горбатовской СОШ

стаж работы: 24 года

учебно-методический комплект А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ : ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

КЛАСС : 8

ТИП УРОКА : комбинированный

УМК : программа по обществознанию 5-9 кл. для общеобразовательных школ А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой, учебник «Обществознание» 8кл. под редакцией А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой

ТЕМА УРОКА : «Общение»

    ЦЕЛИ: раскрыть сущность общения, рассмотреть его виды и формы, показать роль общения в жизни человека;

    познакомить с элементами культуры общения людей;

    научить элементарным приемам различных форм общения;

    развитие умения работать в группе, актуализировать знания;

    воспитание культуры общения, побуждение к самовоспитанию.

ЗАДАЧИ :

Обучающая : Способствовать углублению знаний учащихся о способах и формах общения и его роли в жизни человека.

Развивающая : Развивать коммуникативные УУД учащихся: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли.

Воспитывающая : Воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ ТЕМЫ - общение, ритуал, межкультурное общение

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    • личностные

Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию. -Навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

    • предметные

Владение комплексом знаний об общении, видами и формами общения. -Сформировать умения применять обществоведческие знания в учебной, профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении. -Владение приёмами работы с электронными ресурсами и сервисами

    • метапредметные

    Познавательные УУД:

Развиваем умения работать в группе. -На основе анализа объектов делать выводы. -Обобщать и классифицировать по признакам.

    Регулятивные УУД:

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно -Прогнозировать предстоящую работу. -Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа. -Исследование реальных связей и зависимостей.

    Коммуникативные УУД:

-Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; -Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; -Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

ОБОРУДОВАНИЕ: доска, экран, проектор, ноутбук, маркеры, фланелеграф, на фланелеграфе дерево без листьев, на столах листики разного цвета, цветы разного цвета: красные и синие, карточки с надписями «ДА» и «НЕТ»)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА:

1. легенда;

2. фрагмента из книги Д.Карнеги « Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей». 3. презентация;

4. кейс «Хочу быть старостой».

ФОРМЫ РБОТЫ - урок-практикум с применением информационных технологий

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ: фронтальная,

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

    информационные;

    интерактивные;

    сотрудничества.

МЕТОДЫ : проблемно-поисковый и самоконтроля, практический, эвристический, эмоционального стимулирования

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ история,

ПРИЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ : объяснение, рассказ, эвристическая беседа, использование межпредметных связей, организация самостоятельной работы с учебником .

ВИДЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - работа в парах.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ВИДЫ ОЦЕНИВАНИЯ - ф ормирующее оценивание на протяжении всего урока в виде самооценки, взаимооценки выполненных заданий, рефлексия в конце урока

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.

Эпиграф: « Нет большей роскоши, чем роскошь человеческого общения» . А. де Сент – Экзюпери

    ОРГМОМЕНТ

Ц ель : Предварительная организация класса

Проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, наличия дежурных, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания.

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ

Цель: психологический настрой учащихся.

Ожидаемый результат: обеспечение нормальной обстановки на уроке.

Учитель: Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.

Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.

Те, кто выбрал красный , - желают общаться.

Желтый - проявят активность.

Синий - будут настойчивы.

Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.

II . АКТУАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ОПЫТА ОБУЧАЮЩИХСЯ .

Цель: подготовка к изучению новой темы, систематизировать знания учащихся о социальной структуре общества, подвести учащихся к формулированию темы и постановке задач урока.

Ожидаемый результат: Установление правильности и объемности выполнения домашнего задания всеми учащимися, умение высказывать свое мнение, умение планировать свою учебную работу.

Педагогические приемы: фронтальная беседа

Ответьте «да» или «нет» (карточки)

    Межличностные отношения могут быть только деловыми. (нет)

    При формировании межличностных отношений большую роль играет то, что они возникают и складываются на основе частных взаимоотношений. (да)

    Деловые отношения складываются на основе частных взаимоотношений. (нет)

    Более близкими межличностными отношениями становятся приятельские отношения. (нет)

    В межличностных отношениях важно понять другого. (да)

III . ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Цель: вызов устойчивого интереса к теме урока, развитие коммуникативных навыков, самостоятельное формулирование понятия «Общение»

Ожидаемый результат: умение анализировать, самостоятельно добывать знания, развитие умения делать общие выводы, готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний

Педагогические приемы: работа с учебником, фронтальная беседа

1. Создание мотивации.

Учитель: «Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – дракон лежит. И стал биться богатырь с драконом. День бился, два бился, три. Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, дракон спрашивает:

Чего ж тебе было надобно, Иванушка?

Да, водицы испить.

Да, пил бы! Чего ж драться-то стал?»

Так и в нашей жизни бывает: не разобравшись, порой, в чем дело и зачем, люди ссорятся, вступают в конфликты специально или неосознанно, тем самым усложняют свою жизнь и жизнь других.

Вопросы классу:

Скажите пожалуйста что должен был сделать богатырь, прежде чем биться с драконом?

Как называется процесс, когда люди просят друг у друга что-то или разговаривают о чем либо?

Сегодня мы с вами поговорим об общении. Тема нашего урока называется: «ОБЩЕНИЕ»

Мы с вами живем среди людей. Наше время - время активных, предприимчивых деловых людей. Проблема общения является одной из самых важных для достижения успеха в жизни. Сегодня на уроке мы с вами поговорим об общении и постараемся расширить свои знания по этой теме.

2.Что такое общение. Необходимость общения для человека.

Общение – это очень многоплановое понятие:

    Человек читает книгу – это общение,

    Смотрит спектакль …

    Говорит по телефону…

    Мы сегодня на уроке тоже будем с вами общаться.

Ребята приведите свои примеры общения?

Давайте с вами подумаем, что же такое общение. Выслушав детей, проводится запись определения в тетрадь:

Общение- это социально- психологический процесс взаимодействия двух и более людей.

Работа с текстом «Общение- лекарство от одиночества.» Е.А.Крашенинникова - современный российский психолог и писательница.

Человеку общение нужнее еды, важнее бытового комфорта и богатства. Оно дает главное: полноту чувств, душевный комфорт, новые знания и чувство своей социальной полноценности. Нам так надо видеть свою значимость для людей и чувствовать обволакивающее тепло их внимания! Именно поэтому уже с детства надо понимать значение контактов и, главное, уметь выходить из одиночества, разрывать цепи своей замкнутости и изолированности. А для этого можно использовать разные приемы: помочь другому человеку в минуту затруднения, усадить усталого путника отдохнуть, предложить ему помыться, дать ему воды, угостить его обедом или просто разделить с ним свою трапезу. Всего важнее делать что-то для других и тем самым для себя. И одиночество растает, как сосулька в чашке горячего кофе… Общение – это лекарство от одиночества. Оно одинаково необходимо и юноше и старику.

Вопросы и задания:

2.Какие пути выхода из одиночества предлагает автор?

3.Согласны ли вы с мнением, что общение – лекарство от одиночества? Против чего такое лекарство бессильно? Когда оно неэффективно?

4.Кому общение нужнее: юноше или старику? Почему?

Учитель подводит итог

3.Виды общения

Игра «Слепой, немой, глухой»

Ученики получают таблички с обозначениями ролей и играют роли: « слепого»,

« немого», «глухого». Предлагается передать определённую информацию в разном порядке: немой- глухому и слепому; слепой – глухому и немому; глухой – слепому и немому. В конце игры вы должны ответить на вопрос, какие средства общения вы использовали?

Запись на доске и в тетради:

Виды общения

(в зависимости от средств передачи информации)

Речевое (вербальное) Неречевые (невербальные)

(речь) (мимика, жесты, интонация, движения тела)

В науке выделяют такие виды общения:

Общение

Перцептивное (предполагающее умение чувствовать другого)

Вербальное

(словесное)

Интерактивное (посредством взаимодействия людей, решающих определенную проблему


Вербальное общение предполагает передачу мыслей при помощи слов. Известный физиолог И.П. павлов заметил, что «слова – это самое эффективное средство воздействия». Слово- это мощное орудие, которым можно убить или воскресить человека.

Задание: попробуйте доказать этот факт. Испытывали ли вы на себе мощное воздействие слова?

(В рассказе К. Чапека описывается случай, когда молодой парень, услышав обидные слова о себе от крестьянина, бросил в него камень весом в 10 кг, который пролетел 21 метр и задел руку обидчика. На следственном эксперименте это не удалось повторить. Когда уехал следователь, крестьянин рассмеялся и вновь разозлил парня. Последний от его слов пришел в ярость и бросил камень на 30 метров)

Интерактивное общение предполагает взаимодействие людей и приспособление их друг к другу в процессе совместной работы, учебы, отдыха. В процессе такого общения у людей возникают симпатия, взаимопонимание. Такой вид общения включает в себя кооперацию, конкуренцию людей. Общаясь друг с другом, люди нередко вступают в конфликтные ситуации.

Перцептивное общение – это умение чувствовать другого человека, улавливать его психическое состояние. В процессе такого общения учитываются мотивы поведения людей.

Подумайте:

В каких формах осуществляется общение людей на уроках в школе?

4.Формы общения.

Работа с учебником /с.60-62/- работа в парах.

Задание 1: Деловое/ служебное

Задание 2:Повседневное/бытовое

Задание 3.Убеждающее

Задание 4:Ритуальное

Каждая пара учащихся готовит одну форму общения.

В ходе проверки заполняется таблица, где указываются характерны черты основных форм общения.

Форма общения

Характерны черты

Деловое

Осуществляется в форме приказов, советов, просьб. Люди воздействуют друг на друга с целью решения определенной проблемы. Пример: после окончания 9 класса ученик, желающий поступить в 10 класс, пишет заявление на имя директора.

Повседневное

Осуществляется между родственниками, близкими людьми при решении семейных, бытовых проблем. Пример: общение между друзьями.

Убеждающее

Влияние друг на друга с целью изменения поведения людей. Пример: директор фирмы может убедить сотрудников в необходимости изменить режим труда и т.д.

Ритуальное

Представляет собой процесс соблюдения или выполнения предписанного поведения. Пример: мужчина при входе в дом пропускает даму вперед или при входе учителя в класс – школьники встают .

3.Культура общения.

Чтение фрагмента из книги Д.Карнеги « Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей».

« Если вы хотите знать, как заставить людей избегать вас, смеяться над вами за глаза или даже презирать вас, то вот вам на этот случай рецепт: никогда никого долго не слушайте. Например, говорите о себе самом. Если у вас появляется какая- то мысль в тот момент, когда говорит ваш собеседник, не ждите, пока он кончит. Он не так умен, как вы. Зачем тратить время, выслушивать его пустую болтовню. Сразу же вмешивайтесь и прервите его на середине фразы.

Человек, который говорит только о себе, - только о себе и думает.

А « человек, который думает только о себе, - говорит президент Колумбийского университета доктор Батлер,- безнадежно некультурен».

Если вы хотите понравиться людям, соблюдайте правило: будьте хорошим слушателем. Поощряйте других людей говорить о себе»

Вопросы и задания:

1.Согласны ли вы с мнением Д.Карнеги? Почему ваше мнение таково?

2.Как, по вашему мнению, связаны между собой культура общения и общая культура?

3.Какими чертами должен обладать человек, стремящийся к полноценному общению?

    Что необходимо для того, чтобы оно было в радость?

Культура общения! Под этим понятием подразумевается целый комплекс умений уважительного, понимающего отношения к партнеру.

Древние заповеди общения гласят, что тому, кто хочет получать удовольствие от общения необходимо:

    Доверие к тому, с кем общаешься , вера в то, что человек с которым вы общаетесь, хороший, что он расположен к вам, готов с вами общаться;

    Уважение к тому, с кем общаешься , признание того, что человек высшая ценность, и общаться с ним надо бережно и вежливо;

    Уступчивость.

Иногда общение сравнивают с танцем. Для его успешного выполнения важно вовремя отступить, пропустить партнёра. Сделать это с желанием и тактом.

    В общение следует вступать без предвзятости , т.е. заранее принятого отрицательного отношения.

Как никто лучше о предвзятости сказал М. Горький.

«Никогда не подходите к человеку, думая, что в нём больше плохого, чем хорошего»

Культура общения предполагает, что человек не навязывает своих вкусов, привычек, предпочтений другому.

    М.М. Рощин:

«Попробуйте не наступать, а уступать. Не захватить, а отдать.

Не кулак показать, а протянуть ладонь.

Не орать, а выслушать.

Не разорвать, а склеить.»

А теперь мы с вами проведём творческий конкурс

Составим 2 букета «Законов общения»,

1 букет «Сложности общения» т.е., что нам мешает в полноценном общении.

2 букет «Радости общения», какие качества человека делают наше общение полноценным.

(ребятам выдаются цветы темного цвета, на них ребята пишут те качества человека, которые мешают общению; а затем цветы красного или оранжевого цвета, на которых ученики пишут качества человека, которые помогают полноценному общению. К магнитной доске прикрепляются ответы учащихся. Если у учащихся возникли затруднения, они могут воспользоваться вариантами ответов, которые записаны на рабочем листе.

Что помогает общению:

    Выслушай мнение другого с пониманием.

    Не обвиняй людей, а попытайся их понять.

    Искренне цените и хвалите достоинства людей.

    Доброжелательность.

    Любовь к людям.

    Сопереживание – это очень важно.

    Творить добро.

    Честность

    Чувство юмора.

    Вежливость

    Терпимость толерантность. и др.

Что мешает общению:

    Зависть

    Недисциплинированность,

    Злобность.

    Жестокость.

    Неуважение собеседника

    Национализм.

    Хамство.

    Замкнутость.

    Эгоизм (себялюбие).

    конфликтность.

    Пессимизм. и др.)

Вывод: Да заповеди общения актуальны и сегодня

ЗАКРЕПЛЕНИЕ. Цель: закрепление нового знания

Ожидаемый результат: умение преодолевать трудности, самостоятельно работать, применяя новые знания

Педагогические приемы: фронтальная беседа, составление синквейна (интерактивная форма обучения)

Итак, мы с вами в начале урока поставили цель выяснить, что такое общение и какова его роль в жизни людей?

Самая главная цель общения состоит в том, чтобы…..

В ходе общения происходит….. Результатом общения можно считать….

Р ассмотрим кейс-ситуацию и ответим на поставленные вопросы. Обсудим ответы в паре.

Кейс «Хочу быть старостой».

Лера всегда хотела быть старостой в классе, но классный руководитель, видя, что ребенок очень властный, не честный, проводила выборы в актив класса, так, что бы этой должности ей не предлагали. И старостой в классе выбиралась очень ответственная, добрая девочка Вика. В 9 классе, Лера решила взять эту ситуацию в свои руки, настраивает девочек класса против Вики. Приводит девчонкам вот такие примеры:

Так Кристина жирная, ей бы последить за своим весом, а она постоянно жуёт конфеты.

Лена, хоть и отличница, но по жизни глупа, так как выбрала в подруги Катю, которая с ней дружит только потому, что она даёт ей списать.

Что Наташа и Рита влюбились в Колю, строят ему глазки, одеваются вызывающе и вообще ведут себя как дурочки.- Эля одевается из «Сэконхэнда», так как ей родители не могут купить нормальные вещи.

Говоря всё это, добавляла, что Вика всегда говорит плохо о других, а при этом ещё староста, можно представить, о чём она говорит классному руководителю Любовь Петровне.

Услышав о себе такие вещи, девочки класса пошли на разборки к Вике. Вика была ошарашена такими обвинениями, попыталась доказать, что она об этом не говорила, но её никто не слушал. Расплакавшись, она пошла к Любови Петровне. Классный руководитель разобралась в ситуации. Вика осталась старостой, а Лера, окончив 9 класс, ушла из школы.

Алгоритм разбора ситуации.

    Назовите участников ситуации.

    Отнеситесь к этой ситуации.

    Какие формы общения здесь встречаются?

    Как бы вы поступили, услышав о себе не приятное?

    Как бы вы поступили на месте Вики?

    Как вы думаете, как удалось классному руководителю разобраться в ситуации?

    Как вы думаете, что чувствовала Вика во время обвинения в свой адрес со стороны девочек; когда классный руководитель выяснял ситуацию?

    Как вы думаете, как относились к Лере после выяснения ситуации?

    Какими вы видите в будущем Вику и Леру

6.ИТОГ УРОКА

Цель: подведение итогов урока

Ожидаемый результат: понятие учащимися важности общения

Педагогические приемы: составление синквейна

Составление синквейна на тему «Общение».

1строчка – одно существительное 2строчка-два прилагательных, раскрывающих тему синквейна 3строчка - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна 4строчка - целая фраза, с помощью которой выражается отношение к теме 5 строчка- слово- резюме, которое дает новую интерпретацию темы. Позволяет выразить к ней личное отношение

Образец синквейна:

1. Общение. 2. Речевое, повседневное. 3. Передавать, обмениваться, убеждать. 4. Человек без общения, как без воздуха. 5. Самовыражение. Давай поболтаем! Давай поговорим!

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Цель: повторение пройденного материала, развитие у учащихся творческих способностей

Параграф 8. Индивидуальные задания

    Подготовить и разыграть в классе модели различных видов общения.

    В течение недели проанализировать свое общение с различными людьми по схеме:

А) в каких формах происходило общение

Б) были ли конфликтные ситуации в процессе общения и как их можно было предотвратить

В) какие элементы культуры общения проявляли люди в процессе конкретного социально-психологического взаимодействия

РЕФЛЕКСИЯ.

Цель: самоонализ успехов и неудач учащихся на уроке

Ожидаемый результат: Умение делать самооценку учебной деятельности, умение творчески выражаться.

Педагогические приемы: игровая форма, психологический тренинг

Психологический тренинг. Спасибо!

Описание упражнения

Участники встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат - ДА! или СПАСИБО!

Психологический смысл упражнения.

Завершающий ритуал. Позволяет задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.

Отлично

Хорошо

плохо

В конце урока звучит песня Б.Окуджавы «Давайте восклицать»

РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА : В конце урока я предложила ученикам выполнить задание по составлению синквейна. Всем понравилось составлять синквейн (такую форму работы использую на уроках часто и это всегда проносит хорошие результаты).С трудностями на уроке учащиеся не встретились. Своим главным результатом учащиеся класса назвали то, что она усвоили, что такое общение и какие отношения должны быть между людьми в процессе общения. Дети сами наметили вопросы, над которыми необходимо работать. Я считаю, что урок достиг своих целей. Главное это было интересно всем: и детям и мне. Мы были единым целым и урок прошел на одном дыхании. Все были вовлечены в учебный процесс, старались помочь товарищу. В ходе проведения таких уроков с применением ИКТ и межпредметных связей возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся, меняется характер взаимоотношений не только между детьми, но и между учителем и классом.

ИСТОЧНИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ УЧИТЕЛЕМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К УРОКУ :

1. Даль В. Толковый словарь. – Москва: Мир книги, 2002. 2. Кравченко А.И. Обществознание.- Москва: Русское слово, 2013.

3. Кравченко А.И. Методическое пособие по обществознанию. – Москва: Русское слово, 2006.


ОБЩЕНИЕ

специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.

www.themegallery.com


Аспекты в общении

Цель общения являет собой средства удовлетворения социальных, культурных,

творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей

Средства общения – способы

кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому.

www.themegallery.com


Структура общения

перцептивная сторона– восприятие партнерами друг друга;

Интерактивная сторона – взаимодействие партнеров друг с другом.

коммуникативная сторона – обмен информацией

www.themegallery.com


Функции общения

и нформационно-коммуникативная

Функции

общения

регуляторно-коммуникативная

аффективно-коммуникативная

www.themegallery.com


Средства общения

Средства общения

Вербальные: используют

структуру речевого общения:

  • Значение и смысл слов, фраз;
  • Речевые звуковые явления (темп речи, высота голоса, тональность, тембр, интонация и дикция речи;
  • Выразительные качества голоса (смех, плач, хмыканье, шепот, вздохи)

Невербальные изучают следующие науки:

  • Кинесика , изучает внешние проявления чувств и эмоций;
  • Таксика , изучает прикосновения в результате общения;
  • Проксемика, исследует расположение людей в пространстве при общении.

www.themegallery.com


Социальная

(от 1,2 до 3,7 метра)

Дистанции общения

Интимная

(от 0 до 0,5 метра).

Межличностная

(от 0,5 до 1,2 метра).

Групповые

формы

Публичная

(более 3,7 метров).

www.themegallery.com


Уровни общения

Манипулятивный уровень, заключаеться в том что

один из собеседников через определенную социальную

роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера

Примитивный уровень, когда один из партнеров

Подавляет другого (один постоянный коммуникатор,

а другой постоянный реципиент).

Высший уровень– это тот социальный уровень,

равной личности

Высший уровень – это тот социальный уровень,

когда независимо от социальной роли, статуса

партнеры относятся друг к другу как к

равной личности.

www.themegallery.com


Виды общения

«Контакт масок» – формальное общение,

когда отсутствует стремление понять

и учитывать особенности личности

собеседника

Примитивное общение , когда

оценивают другого человека

как нужный или мешающий объект

Формально – ролевое общение ,

когда регламентированы и

Деловое общение , когда

учитывают особенности личности,

характера, возраста,

настроения собеседника

www.themegallery.com


Виды общения

Духовное, межличностное общение

друзей, когда можно

затронуть любую тему

Манипулятивное общение

направлено на извлечение

выгоды от собеседника

с использование разных приемов

Светское общение, его суть

в беспредметности

www.themegallery.com


Корректировка

направления,

методов общения

Потребность в

Ориентировка в

личности

собеседника

Планирование

Ориентировка

Восприятие и

ответной

Выбор средств,

фраз для общения

Этапы общения

www.themegallery.com


План урока

1. Что такое общение.

2. Каковы цели общения.

3. Как люди общаются.

4. Что дает человеку общение

Личностно значимая проблема

Может ли человек обойтись в своей жизни без контактов с другими людьми?

методы и формы
обучения

Методы: частично-поисковый.

Формы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая

Основные понятия

общение, речевое и неречевое общение

Планируемые результаты

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: понимать, почему без общения человек не может развиваться полноценно.

Получат возможность научиться: анализировать; делать выводы, давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности

Технологическая карта занятия

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Приветствует учеников.

Повторяют правила и алгоритм работы.

    Уважаем друг друга: внимательно слушаем отвечающего, не выкрикиваем, не перебиваем, ждём своей очереди.

    Оцениваем ответ, а не человека.

    Ничего не придумываем, отвечаем откровенно и искренне.

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно выстроить план занятия.

II. Актуализация знаний

Организует диалог с учащимися по вопросам и слайдам презентации. Слайд №1 В чем смысл высказывания А.Экзюпири? Ваше отношение.

На доске вместо темы- слова: разговор, беседа, диалог. Что общее объединяет эти слова?

Постановка цели нашего занятия. Ваша цель для каждого? Что вы ожидаете от урока?

Составление плана уч.занятия,

1. Понятие общения.

2. Способы общения.

3. Правила общения.

4. Роль общения в жизни людей

Стр 67 учебника-проблемныйвопрос(раздел вспомним)

– Может ли человек прожить без общения?

– Что помогает людям общаться?

– Только ли речь можно использовать для общения?Почему говорят «молчание-золото»?

А теперь давайте обратимся к страницам учебника 73, картина Перова

(работа по разделу «Картинная галерея»)

А в вашей жизни были случаи, когда вас не понимали или вы не понимали собеседника?

Отвечают
на вопросы

Ставят цели, формируют (уточняют) тему занятия.

Определяют средства (алгоритм, модель и т.п.)

Ученики отвечают на вопросы проблемного характера.

III. Первичное усвоение новых знаний

Итак, что же такое общение? Какие у вас возникают ассоциации, когда вы слышите слово «общение»?

Ваше задание: найти это понятие в орфографическом словаре, учебнике и внимательно прочитать.

Показывает и поясняет слайды презентации (слайд №5), организует обсуждение новой информации

А теперь попробуем пообщаться друг с другом.

Игра «Живые руки».

Объединиться в пары, повер­нуться лицом друг к другу, коснуться друг друга ладонями перед собой. «Сейчас мы будем беседовать, и выражать эмоции ла­донями».

Что вы чувствовали, когда выполняли это упражнение? Можем ли мы общаться только при помощи прикосновений? Как ещё мы можем общаться? Слайд №6

А как вам удобнее общаться? Почему? А как вы думаете, есть в наше время люди, ограниченные в вербальном общении? С помощью чего они общаются?

Что мы используемся при общении? Ваши версии? Давайте обратимся за помощью к нашему помощнику- учебнику, стр 69-70 (найдите в тексте параграфа) средства общения, что помогает человеку поддерживать разговор? Какие средства? Слайд №7

Давайте попробуем произнести с разными средствами общения: интонацией, жестикуляцией, мимикой.

1-я гр «здравствуйте гости»

2-я гр «спасибо, что приехали»

3-я гр «молодцы ребята»

Где в своей жизни, личном опыте, вы применяли, наблюдали средства общения?

Работа с разными словарями и текстом учебника на стр 67

Выполнение заданий, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительным операциям.

Записывают определение понятия «общения» в тетрадь.

Просматривают презентацию, делают записи в тетрадь.

Рассуждают, отвечают на вопросы.

Высказывают собственное мнение, обсуждают мнения своих товарищей.

IV. Первичное осмысление(проверка понимания) и закрепление.

Чтобы лучше понять способы общения, поработаем в группах. Передать полученную информацию предложенным способом. Работа в группах. Контролирует выполнение работы учащихся в группах.

Давайте посмотрим, как это работает на практике.

Задания по группам:

1-я группа. Вербальное общение: Выразительно прочитать стихотворения

2-я группа. Вербальное общение: Выразительно (по ролям) прочитать и выполнить инсценировку.

3-я группа. Невербальное общение. Изобразить то, что написано у вас в карточке (как родители дома сына воспитывают)

Почему первый опыт общения мы получаем в семье? Чему учит вас семья? А вы семью?

Какой способ общения вам больше нравится?

Какой вывод мы можем сделать на этом этапе урока? Слайд №9

Вы, наверное, устали. Давайте отдохнем. Проведем небольшую физкультминутку(Видеофизминутка для глаз)

С помощью какого способа общения мы проводили физминутку? (вербального и невербального)

стихотворение на выбор,

сценка по ролям.

V. Итоги занятия. Рефлексия

Организует деятельность по применению новых знаний.

Работа в парах:

Упражнение «Человечек хочет общаться»(слева от него пишем то, что нам мешает общаться, справа – то, что помогает) Придумайте имя вашему человечку.

Упражнение «Парный рисунок». 2 человека держат 1 ручку. На одном листе бумаги тот, что сидит слева, должен нарисовать дом, а тот – что справа – дерево.

Чему нас учит это упражнение?

Ребята, скажите, а всегда ли общение приносит людям удовольствие? А что нужно для того чтобы общение приносило удовольствие? (Выработать правила общения)

Учащиеся самостоятельно формулируют правила общения, а затем представитель от пары представляет свою работу.

«Попробуйте

не наступать, а …

Не захватить, а …

Не кулак показать, а…..

Не спрятать, а ….

Не орать, а …..

Не разорвать, а….».

Мы разобрались с правила общения? Вы поняли, для чего они нужны?

Таким образом, ребята, при общении важно помнить, что?

Любой человек сложен, раним, интересен, глубок как вы сами, поэтому:

Ребята все вместе дополняют-

«Попробуйте

не наступать, а уступать.

Не захватить, а отдать.

Не кулак показать, а руку протянуть.

Не орать, а выслушать.

Не разорвать, а склеить».

Скажите, мы достигли цели урока?

Что вы узнали нового из нашего занятия?

Какое настроение у вас было? Я попрошу вас выразить речевыми и неречевыми средствами общения своё отношение к занятию.

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Анализируют свою деятельность по достижению цели.

Самая главная цель общения состоит в том, чтобы…..

VI . Информация о домашнем задании.

1)составить рассказ о правилах общения с родителями, с друзьями, с братьями и сёстрами, с учителями. Слайд № 10 или

2) раб.тетрадь, стр 38 №4-устно

ИТОГИ урока. А теперь поделимся радостью. Мне сегодня понравилось… А вам?

Ребята общайтесь и получайте от общения истинное удовольствие. Благодарю вас за урок и желаю приятного общения.

Записывают домашнее
задание

Приложение №1

Дорогой маме

Все, что происходит с нами,

Мы как-то странно делим пополам,

Если радость празднуем с друзьями,

А с бедой приходим к матерям!

Заняты работой и делами

День за днем в потоке суеты,

Мы не часто думаем о маме,

Слишком редко дарим ей цветы!

А мама все равно нас любит

Чтобы ни случилось –не предаст,

Все простит, обиды все забудет,

Руку, душу, сердце-все отдаст!

Отцу

Когда я вижу на страницах

Одни и те же лишь слова:

«Любви достойна только Мама»-

Мне как-то больно за отца…

Ведь он не меньше мамы любит,

Он так же ждет тебя домой…

Ему, как Маме, так же важно,

Что бы ребенок был здоров.

Когда болеешь, он более тоже,

Пусть визуально он здоров

Душа отца не меньше Маминой,

Хоть не пускает с глаз он слез.

Приложение №2

Сценка (сюжетно-ролевая ситуация)

Под праздник, под воскресный день, Пред тем, как на ночь лечь,

Хозяйка жарить принялась,

Варить, тушить и печь.

Стояла осень на дворе,

И ветер дул сырой.

Старик старухе говорит:

    Старуха, дверь закрой!

    Мне только дверь и закрывать, Другого дела нет.

По мне - пускай она стоит Открытой сотню лет!

Так без конца между собой вели супруги спор,

Пока старик не предложил Старухе уговор:

    Давай, старуха, помолчим.

А кто откроет рот

И первый вымолвит словцо,

Тот двери и запрёт!

Приложение №3

Мешает общаться: Помогает общаться

Приложение №4

«Попробуйте

не наступать, а уступать.

Не захватить, а отдать.

Не кулак показать, а руку протянуть.

Не орать, а выслушать.

Не разорвать, а склеить».

Список литературы

    Боголюбов Л.Н, Иванова Л.Ф. Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику. Изд-во «Учитель», 2016

    Боголюбов Л.Н, Иванова Л.Ф. Учебник Обществознание. 6 класс. ФГОС. М: Просвещение, 2016

    Боголюбов Л.Н, Иванова Л.Ф, Хотеенкова Я. В. Рабочая тетрадь «Обществознание. 6 класс» (М.: Просвещение, 2016).

    Боголюбов Л.Н, Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки. 6 класс.- М: Просвещение, 2016;

Медиаресурсы:

Компьютерные презентации по темам курса обществознание.

Презентация «Зачем люди общаются» [Электронный ресурс]. – Режим доступа :

Ресурсы Интернета:

- http :// fcior . edu . ru / - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов

- http :// festival .1 september . ru / - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Обмен информацией

Восприятие и понимание

Слайд 2

Модель коммуникативного процесса

1. Кто (передаёт сообщение) - Коммуникатор

2. Что (передаётся) - Сообщение (текст)

3. Как (осуществляется передача) - Канал связи

4. Кому (направлено сообщение) - Реципиент

5. С каким эффектом - Эффективность

Слайд 3

Слайд 4

СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

НЕРЕЧЕВЫЕ:

Слайд 5

Игра «Таможня».

«Наша группа – пассажиры, идущие на рейс самолета. Один из них контрабандист. Он пытается вывести из страны уникальное ювелирное изделие. Итак, кто хочет быть таможенником»? Взявший на себя эту роль выходит. Один из участников группы, по желанию, прячет у себя ключ, после чего впускают «таможенника». Мимо него проходят «пассажиры», он пытается определить, кто из них «провозит контрабанду».

Обсуждение: признаки лжи и правды?

Слайд 6

Упражнение «Чувство без слов»

Участники разбиваются на две группы. Команды вытягивают некоторое слово или словосочетание и пытаются изобразить с помощью жестов и мимики это слово, команда соперников должна отгадать слово или словосочетание.

Обсуждение: легко ли вы могли объяснить информацию, которую вам необходимо передать? Как вы думает, что помогло бы ему еще лучше понять передаваемую информацию? Что мешало понять информацию?

Слайд 7

Позиции общения

доброжелательная позиция принятия собеседника

нейтральная

враждебная

доминирование (общение “сверху")

общение на равных

подчинение (общение “снизу").

Слайд 8

Зоны общения

Интимная зона (15 - 45 см) допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди. Для этой зоны характерны негромкий голос, прикосновения, доверительность. Нарушение интимной зоны влечет за собой такие изменения, как учащение сердцебиения, кровь приливает к голове, увеличивается выброс в кровь адреналина - возбуждающего, стрессового гормона.

Личная зона (45 - 120см) - беседа с друзьями, коллегами. Характерен лишь зрительный контакт.

Социальная зона (120 - 400 см) - официальные встречи в кабинетах, преподавательских, т.е. с теми, кого не очень хорошо знают.

Публичная зона (более 400 см) - общение в большой группе людей, в лекционной аудитории, на митинге

Слайд 9

Искусство нравиться людям

1 правило

Основа отношения к нам закладывается в первые 15 секунд общения

Слайд 10

2 правило

Чтобы расположить к себе собеседника нужно сделать

4 «психологических подарка»:

комплимент

имя собеседника

поднятие его значимости

Посмотреть все слайды

1 слайд

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ:

2 слайд

СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА. Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга; обмен сведениями с помощью языка или жестов; процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. Субъектами общения являются живые существа, люди.

3 слайд

СОСТАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОБЩЕНИЯ: Сообщение Разговор Рапорт Точка зрения Комплименты Интересы

4 слайд

СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ. Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

5 слайд

СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ. Мимика Жестикуляция Визуальный контакт Пара- и экстралингвистика Просемика (область социальной психологии и семиотики, занимающаяся изучением пространственной и временной знаковой системы общения.)

6 слайд

ЦЕЛЬ ОБЩЕНИЯ. Цель общения –общающийся должен ответить на вопрос: «Ради чего он вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными между собой, средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

7 слайд

8 слайд

ВИДЫ ОБЩЕНИЯ. Контакт масок - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. Духовное межличностное общение (интимно-личностное) – раскрываются глубинные структуры личности.

9 слайд

СЛЕДУЕТ РАЗЛИЧАТЬ! Формально-ролевое общение – когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. Деловое общение – это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. Т.е. это общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.