Инвестиции в интернет классифайд. Энциклопедия маркетинга

Несмотря на то, что в мировой практике нет единого мнения, считать ли интернет-площадки объявлений (классифайды) частью сегмента e-commerce или относить к рекламному рынку, эти сервисы являются полноправными и активными участниками онлайн-пространства. На протяжении многих лет в Европе, Северной и Южной Америках классифайды демонстрируют уверенный и динамичный рост как по товарообороту, так и по количеству привлекаемой аудитории. Крупные компании постепенно вовлекаются в эту экосистему, а некоторые обеспечивают приличные объемы продаж.

Классифайд (от английского classified — классифицированный, систематизированный, отнесенный к определенной категории, отсортированный) - это метод представления рубрицированной структурированной информации, зародившийся в середине прошлого века на Западе в формате газетных объявлений. Понятие классифайд подразумевает под собой ресурс, собравший объявления различного характера, сгруппированные по характерным общим признакам и обозначенные специальной рубрикой («автомобили», «недвижимость», «товары для дома», «работа», «электроника» и т.п.). Классифайд зарождался как услуга для потребителей — c2c, позже в эту нишу включились и компании — b2c

Что происходит внутри сегмента классифайдов в нашей стране, кто пользуется данными сервисами и каковы перспективы локального рынка? Об этом в интервью сайт рассказал Михаил Сендер, директор компании Schibsted в Беларуси, владеющей крупнейшим в Байнете интернет-сервисом Kufar .

— Что сегодня из себя представляет рынок классифайдов в Беларуси: основные игроки, аудитория, охват сегмента, товарные группы и пр.

— В Беларуси, как и во всех европейских странах, классифайд является одним из основных сегментов интернета. По данным исследовательской компании Maru Group, 50% интернет-пользователей из США и Канады регулярно покупают на классифайдах одежду, бытовую технику, автомобили и даже недвижимость. Во многих странах ведущие классифайды входят в ТОП-5 самых популярных сайтов национального сегмента, а в некоторых случаях, например, во Франции, Румынии и Украине, и вовсе являются онлайн-площадками №1 по посещаемости.

Беларусь в этом плане не отличается от всего мира основной классифайд страны ежемесячно посещает более 1,2 миллиона человек. Естественно, кроме Куфара в Беларуси еще масса других более мелких ресурсов, многие из которых специализируются на определенной категории товаров или услуг (вертикальные классифайды). Таких сервисов в Байнете сотни. Исторически наиболее популярные направления среди них - это бытовая техника, автомобили, недвижимость. По данным наших внутренних исследований, товары в этих категориях действительно пользуются популярностью у белорусов. Однако, на многих мелких площадках низкое качество контента мешает успешной монетизации.

Есть в Беларуси и такой пережиток начала 2000-х как порталы, где есть свои классифайд-разделы. Некоторые даже довольно успешны к примеру, «Работа» на Tut.by и «Автобарахолка» на Онлайнере.

Если говорить о размерах рынка, то, по оценкам IAB Belarus, аудитория всех классифайд-ресурсов в Байнете составляет 2,5 3 миллиона человек, при этом объем продаж исчисляется миллионами товаров, только на Куфаре беларусы ежемесячно совершают около 300 000 покупок.

Что касается аудитории классифайдов, то активнее всего их используют молодые люди в возрасте от 18 до 34 лет. На Куфаре, например, 49,47% визитов приходится на пользователей в возрастной группе от 25 до 34 лет. Молодая аудитория — преимущество классифайда и золотая жила для компаний из e-commerce-сегмента: привлечение таких пользователей обходится дешевле, при этом, как правило, они уже имеют стабильных доход, доверяют онлайн-площадкам и готовы покупать достаточно дорогие продукты.

Мы регулярно проводим исследования покупательской активности пользователей Байнета и видим, что наиболее популярные категории товаров сегодня — это техника (компьютеры, телевизоры, мобильные телефоны, игровые приставки), автомобили, недвижимость (все больше наших соотечественников интересуется не только квартирами в столице, но и домами за рубежом), товары для строительства и ремонта, хобби и туризма (летом, например, велосипед — один из самых ходовых товаров).

В 2016 году в рамках фестиваля-конкурса "Выбор года" Куфар был признан площадкой объявлений № 1 в Беларуси

— Что данный сегмент может дать бизнесу, кроме рекламы и доступа к аудитории?

— По эффективности привлечения клиентов классифайд несравним с другими рекламными инструментами. Благодаря высокой концентрации аудитории, нацеленной на покупки, классифайд способен генерировать гораздо больше сделок, чем другие каналы продаж. Например, одно объявление на Куфаре может приносить более 100 заказов в месяц, при этом наши клиенты могут размещать на площадке десятки и сотни таких объявлений.

Конечно, от категории к категории показатели могут варьироваться, но часто наши клиенты говорят о том, что результаты, которые они получают, превосходят их ожидания. Так, один из наших партнеров за месяц продал на Куфаре 1300 автомобильных шин - с учетом специфики продукта это не просто хороший, а отличный результат. С тех пор он - наш постоянный клиент.

Высокая эффективность размещения на классифайдах связана с тем, что на таких ресурсах нет случайных людей, пришедших почитать новости, проверить прогноз погоды, просмотреть фото и посты друзей. Пользователь заходит на Куфар в двух случаях: когда он хочет купить и когда хочет продать товар, и в обоих случаях его успешно можно конвертировать в вашего нового клиента.

При этом классифайд предоставляет ритейлеру возможность выгодно выделиться на фоне общего потока объявлений от частных лиц, уступающих профессиональным игрокам рынка по качеству оформления и привлекательности товара. Кроме того, что классифайды открывают бизнесу доступ к аудитории, которую легко конвертировать в клиентов, они также делятся с брендами аналитикой о размещении и зачастую предоставляют seo-поддержку.

Качество аудитории классифайда напрямую влияет и на эффективность рекламного размещения - на Куфаре она на 70% выше, чем в среднем по Байнету, при этом CTR баннеров может достигать 3-4%.

— Какие сегменты бизнеса (товарные категории) интересны классифайдам?

— Классифайд-площадкам интересны абсолютно все товары и услуги, направленные на частного потребителя (В2С). А, поскольку классифайд — канал массовый и охватный, то интересно может быть почти все, - от продажи аксессуаров до аренды таун-хаусов. При этом, Куфар принципиально не работает с бизнесом сомнительного характера, вроде сетевого маркетинга, оккультизма и прочего шарлатанства. Это не значит, что такого рода компании не пытаются размещаться на нашей площадке, но штат модераторов позволяет нам находить и блокировать такие объявления.

В Беларуси, кстати, довольно распространено мнение о том, что классифайды - это площадки исключительно для мелкого бизнеса, и крупным компаниям там делать нечего. Это расхожее заблуждение.

Например, основные клиенты Blocket, шведского классифайда, входящего в группу компаний Schibsted, — это такие гиганты индустрии, как BMW, Ikea, Tele2, Volkswagen, Volvo, Sweedbank.

Если говорить о Беларуси, то Куфар успешно сотрудничает c Nestle, Velcom, Renault, KIA, «A100 Девелопмент», «Алло Плюс», онлайн-гипермаркетом 21vek.by, магазинами kit.by, Velozona.by, агентством недвижимости «Твоя столица», торговыми сетями «Электросила» и «АМИ мебель», брендами «Марко», «Галантэя», а также другими международными и локальными компаниями.

— Классифайды по международной классификации относятся к категории e-commerce. Какие фишки и технологии применяются в Беларуси из того, что уже используют маркетплейсы и интернет-супермаркеты?

— В международной практике сегодня нет устоявшегося подхода к классифайдам: кто-то считает их частью e-commerce сегмента, кто-то, как IAB, выносит в отдельную группу. На мой взгляд, второй вариант более правильный, потому что классифайд — это в первую очередь рекламная площадка. Мы не уводим сделки у игроков рынка e-commerce. Наоборот, мы приводим им новых клиентов. Поэтому важно понимать, что, несмотря на некоторое внешнее сходство сервисов, онлайн-магазины и классифайды — не конкуренты, а взаимодополняющие сегменты потребительской экосистемы. Технологические сходства этих сегментов заключаются, в основном, в фокусе на эффективном поиске товаров и услуг для покупателей и результативном размещении для продавцов. Для этого и магазины, и маркетплейсы, постоянно разрабатывают новые технологии, «фишки» для привлечения и удержания клиентов.

Например, в нашем новом приложении Kufar GO, мы внедряем автоматическое распознавание предметов по фото. Продавцу достаточно просто сфотографировать свой товар, а приложение само определит, что это, и разместит продукт в подходящую категорию. Эта технология не только упрощает процесс подачи объявления, но и экономит время пользователя.

Также мы разрабатываем механизмы автоматического уведомления пользователя об интересующих его товарах, элементы машинного обучения для автоматической модерации объявлений, работаем над алгоритмами взаимодействия с голосовыми ассистентами вроде Siri и искусственным интеллектом.

— Каковы перспективы развития сегмента e-commerce в свете последних заявлений МАРТ?

Для справки:

— Любые шаги в сторону упрощения интернет-торговли, безусловно, будут способствовать её развитию. Высокая степень зарегулированности беларусского рынка не только ограничивает его потенциал, но и способствует развитию серого рынка, который властям очень трудно контролировать, и который забирает хлеб у легальной торговли. Когда предпринимателю становится слишком дорого и сложно работать легально, когда множество ограничений и мутных формулировок в законодательстве вызывает у предпринимателя нежелание «светиться», когда он думает «не дай бог что не так оформлю, попаду на тяжелые санкции», у него появляется соблазн идти на нерегулируемые площадки.

А таких много. Сколько в одних только социальных сетях серой торговли — и никакой чиновник не сможет это изменить, потому что только запретами и санкциями проблему не решить. Поэтому гораздо лучше, когда власти помогают честному бизнесу развиваться, упрощают ему работу, вместо того, чтобы создавать законодательные преграды, которые реально бьют только по интересам тех, кому есть дело до законов. Уверен, что если заявления МАРТ перерастут в действия, гораздо большее количество компаний и индивидуальных предпринимателей начнут работать легально, торговать цивилизованно и повышать уровень своего сервиса.

СПРАВКА О КУФАРЕ:

Куфар — крупнейший по охвату ресурс объявлений в Беларуси, который входит в ТОП-5 самых популярных площадок Байнета. Ежемесячно Куфар посещает более миллиона активных пользователей, а мобильное приложение проекта ежедневно открывают более 350 000 белорусов. Каждый месяц на Куфаре продается более 300 000 товаров, в том числе новейшие гаджеты, автомобили, бытовая техника и недвижимость.

Проект основан в 2010 году шведской компанией SCM Ventures, участником международного медиаконцерна Schibsted. В Беларуси интересы концерна представляет ООО «Шибстед Клэссифайд Медиа».

2,295 views

Published on Apr 27, 2010

Выступление Андрея Клейменова (Тандем) на секции "Классифайды: новая жизнь досок объявлений". Российский Интернет Форум, апрель 2010.

    Be the first to like this

Views

Number of Embeds

Actions

Embeds 0

No notes for slide

  • Добрый день, Дамы и Господа. Меня зовут Андрей Клейменов, я являюсь одним из руководителей рекламной группы Тандем. Сегодня я поделюсь с Вами соображениями о классифайдной рекламе в Интернете и прессе на примере рынков Авто и Недвижимость. Дело в том, что именно эти три вещи – классифайд, пресса и Интернет – являются тем, на чем мы специализируемся уже много лет. Меня предупредили, что публика на РИФе чрезвычайно продвинутая, поэтому постараюсь максимально сжато и по делу.
  • В начале я хочу бросить такой своеобразный вызов Интернет сообществу и немного постебаться над теми настроениями, которые царят у народа по поводу счастливого будущего онлайна и смерти всех остальных СМИ, особенно прессы. Вот в частности такой фразой можно резюмировать все эти настроения. При этом я не собираюсь спорить с самой сутью, хотя и она спорна, а просто призываю подходить к оценке происходящих на рынке рекламы процессам без лишних эмоций, как упаднических со стороны представителей прессы, так и чрезмерно угарных со стороны представителей Интернета. И меня прежде всего волнуют вопросы, как долго еще рекламодатели смогут использовать прессу в своих целях, а рекламщики соответственно зарабатывать с этой прессы. И второй вопрос – будет ли это счастливое будущее Интернета таким же по объему, какое было прошлое, когда и пресса была в хорошей форме. Перефразируя спор из известного кинофильма, наша задача понять способна ли пресса предложить рекламодателям решения, с которыми Интернет не справится или по крайней мере решения, которые дополняют и усиливают онлайн. И если эта борьба прессы затянется хотя бы на несколько лет (вот театр, например, до сих пор жив и прекрасно себя чувствует), то все рекламщики должны, на мой взгляд, с большим вниманием относится к этому медиа и не задвигать его просто так. С другой стороны, есть пока большие сомнения, способен ли Интернет в полной мере заменить прессу с точки зрения эффективности для отдельных рыночных сегментов и объемов рекламных бюджетов. Пока что я лично не вижу, что все онлайн ресурсы целенаправленно работают над своими слабыми местами в плане конкуренции за те деньги, которые уходят из прессы и других медиа. Скорее, большинство просто ждет, что вот сейчас попрет, и в лучшем случае конкурируют с другими онлайн ресурсами, вместо того, чтобы сначала понять, а куда деваются деньги, уходящие из прессы. В любом случае, до тех пор пока ситуация будет находится в динамическом состоянии, нам всем правильнее сохранять возможности для синергитического эффекта от совместного использования оффлайна и онлайна.
  • Давайте взглянем на некоторые цифры, которые показывают, что ситуация пока что не так однозначна, как бы нам всем хотелось. Вот данные по объемам двух медиа за 2009 год. Мы видим, что пресса даже после кризиса сохраняет высокие абсолютные показатели и понятно, что за эти деньги надо бороться, иначе они могут просто уйти из рекламных расходов рекламодателей и не прийти в онлайн.
  • Цифры по прессе рынков авто и недвижимости по данным АЦВИ выглядят следующим образом. По нашим наблюдениеям в автомобильной нерекламной прессе практически нет рекламы автосалонов – там только производители и непрофильная реклама. По нашим данным с учетом марта сегмент Автосалоны упал только на 22 процента, а по сравнению с осенью и вовсе стабилизировался. Мы считаем, что промежуточное дно в автомобильных рекламных изданиях достигнуто и падение теперь если и будет, то очень пологим и может растянуться на годы. Намного большие цифры Авто по сравнению с Недвижимостью достигаются за счет производителей. Рынок же автосалонов примерно равен рынку недвижимости в прессе
  • Много разговоров про новые технологии медийной рекламы, видео и т.п. Однако уже много исследований, которые показывают, что баннерные места игнорируются посетителями сайтов. Отношение к баннерной рекламе вряд ли будет отличаться в лучшую сторону от отношения к рекламным блокам на ТВ. Отличие только в том, что чтобы не посмотреть ролик надо переключится на другой канал, а на сайте ты можешь просто не кликнуть на баннер и он тебе не мешает изучать информацию. Уверен, что технологически эта проблема будет решена, но на данный момент медийка в интернете не выглядит также убедительно как полосная реклама в прессе. Ведомости, Коммерсант, Автогид, Т в гиды, Лайф-стайл журналы – вот примеры того, что важно иметь свою аудиторию. Контекст хорош и эффективен, но не заменяет классифайд: слишком маленькое количесвто рекламодателей показывается и изучается посетиттелями в единицу времени
  • И вот мы видим подтверждение тому, что нам, Интернетчикам, еще рано расслабляться. Все основные оффлайн медиа потеряли за прошлый год почти 50 миллиардов рублей, а Интернет приобрел только полтора. Понятно, что падение вызвано кризисом и резким уменьшением рекламных бюджетов, но где уверенность, что такая колоссальная сумма денег вернется именно в онлайн, когда рынки начнут восстанавливаться и не захотят ли рекламодатели просто сэкономить, потому что пресса уже не так эффективна, а рекламы в Интернете и так достаточно.
  • Если мы попробуем оценить цифры непосредственно по теме нашей секции, классифайдной рекламе, то увидим, что вся Интернет реклама (без контекста) равна рекламе только в рекламных изданиях. При этом реклама именно в рекламных изданиях является для нас ориентиром, так как это практически полностью классифайдная реклама. Ну, во-первых, можно констатировать, что пока медийной (баннерной) рекламы в Интернете не так уж и много в сравнении с тем, сколько на нее тратилось в прессе. Хотя понятно, что отсутствие оценки расходов на небаннерную рекламу в Интеренте не означает, что ее нет. Нам трудно оценить весь Рунет с точки зрения этих расходов, но мы попробуем порассуждать на эту тему применительно к сегментам Авто и Недвижимость, данными по которым мы располагаем в большей степени.
  • Вот таким образом выглядит рейтинг популярности различных СМИ среди автомобильных дилеров Москвы при размещении классифайдной рекламы. В связи с тем, что официального дилера поддерживают производители, они рекламируются более широко, используют регулярно баннерную рекламу. Серый дилер отдает предпочтение прайс-листам, прессе, недорогой классифайдной онлайн рекламе.
  • В целом подход недвижимщиков отличает от автосалонов намного более лояльное отношение к прессе. Формат витрин доминирует над баннерами сильнее, чем в сегменте Авто. Наибольшей популярностью пользуются разделы по недвижимости больших порталов, как и в Авто. Внутри рынка недвижимости существует пласт сайтов для профессионалов (Винер, Циан, Ирн), которые содержат базы с огромным количеством объектов недвижимости.
  • Автомобильные дилеры по всей России активно осваивают онлайн-площадки по продаже автомобилей. Это не удивительно - крупные классифайды занимают первые строки в рейтингах самых популярных интернет-ресурсов у россиян. Чтобы автоматизировать работу с онлайн-классифайдами дилеры все чаще прибегают к услугам сервисов по листингу – автоматическому размещению объявлений на нескольких площадках. По данным Auto.ru, услугами таких сервисов на сегодняшний день пользуется порядка 60% дилеров, размещающихся на портале.

    Какие услуги предоставляют сервисы по листингу, чем отличаются друг от друга, сколько стоят их услуги – «АвтоБизнесРевю» представляет обзор крупнейших в России компаний, работающих с автодилерами.


    История классифайдов в России насчитывает порядка 20 лет. По оценкам Goldman Sachs объем российского рынка составляет 12 миллиардов рублей в год. При этом к концу 2020 года аналитики прогнозируют его рост до 47 миллиардов рублей в год. Гораздо меньшим сроком работы могут похвастаться специальные сервисы по листингу. Тем не менее, последние годы они все активнее доказывают рынку свою необходимость. Использование сервисов по листингу решает следующие две важные задачи:

    • Экономия времени сотрудников автоцентра. Прошли те времена, когда специалист отдела продаж должен был вручную размещать десятки объявлений на разных площадках. Сейчас сервисы автоматически забирают данные дилера. Участие сотрудника автоцентра требуется лишь на этапе проверки объявлений.
    • Проверка эффективности размещений. Сервисы по листингу предоставляют аналитику по каждому из ваших размещений. Таким образом, вы можете видеть, какие объявления работают, а какие нет. Какие площадки приносят деньги, а какие только тратят бюджет автоцентра.

    Сервисы по листингу избавляют от рутины и помогают принимать решения на основе фактов, а не предположений. При этом каждый из них имеет свои особенности и «фишки», о которых расскажем подробнее.


    MaxPoster предоставляет единый интерфейс для управления объявлениями на всех значимых сайтах: auto.ru , avito.ru , drom.ru , am.ru и еще 11 сайтах.

    Информация о продаваемых автомобилях может быть введена в MaxPoster вручную, либо может быть настроен автоматический импорт из учетной системы салона. Получив данные, MaxPoster упаковывает контент в форматы сайтов, загружает данные на сайты-партнеры, проверяет факт размещения объявлений на сайтах и возвращает автосалону подтверждение.

    «Все операции по работе с объявлениями, которые могут быть автоматизированы, у нас автоматизированы, но при этом находятся под контролем службы технической поддержки» , – говорит генеральный директор MaxPoster Александр Воробьев. Отдельно важно отметить, что у нас реализованы автоматические стратегии, которые эффективно продвигают объявления на сайтах-партнерах. То есть мы автоматически не только размещаем объявления, но и продвигаем».

    Технически подключение нового дилера проводится за пару часов: открывается кабинет, делается первичная настройка, импортируются объявления из какого-либо источника.

    За каждым автосалоном в MaxPoster закреплены менеджер по развитию, выполняющий роль эксперта по продукту, по рынку классифайдов, понимающий бизнес автосалона и помогающий ему эффективно выстроить свою работу, а также клиент-менеджер, обеспечивающий ведение счетов и заказ услуг.

    «В MaxPoster мы по каждому объявлению видим анализ конкурентной среды: количество конкурирующих предложений, среднюю цену, позицию размещенного нами объявления среди конкурентов, динамику изменения этих показателей. Это позволяет нам держать под контролем весь наш склад, при том, с низкими трудозатратами. Можно сказать, что реальность превзошла ожидания» , – говорит директор по продажам автомобилей с пробегом АО «Автодом» Владислав Хайновский.


    ГК «КарОператор» представляет на рынке несколько IT-решений для автомобильного бизнеса, среди которых облачное решение, которое поддерживает полный цикл приема, продажи и маркетинга автомобилей с пробегом. В этом цикле размещение объявлений на классифайдах является одним пунктов продвижения склада дилера.

    С дилером происходит только совместная первичная настройка, далее участие менеджера для выгрузки не нужно. Обучение совмещено с изучением CRM системы, весь процесс ориентировочно занимает около 2-3 часов. Стоимость выгрузки объявлений на классифайды заложена в стоимость CRM.

    «Так как первично наш продукт – это CRM, то мы обладаем всеми необходимыми данными для заполнения карточки автомобиля на классифайдах. В исключительных случаях просим клиента дозаполнить поля в нашей системе» , – говорит руководитель проектов ГК «Кароператор» Борис Соколов.

    В тестовом режиме сервис предоставляет колл-трекинг, также в системе есть возможность каждому дилеру установить свои подменные номера. Таким образом, данные получает каждый дилерский центр индивидуально, сервис может делать общие срезы по всем клиентам для понимания картины.

    «Работаем более двух лет. У всех есть куда стремиться и над чем работать. Нравится быстрое формирование отчетности. В особенности мне нравится работа службы технической поддержки: очень оперативно и на высоком уровне, что большая редкость в наше время» , – говорит руководитель отдела продаж «Перспектива Н» Элла Моружонкова.


    Компания представляет облачную пакет digital-платформу IТ-сервисов для помощи в организации продаж, увеличению заездов в ремзону, увеличению доли трейд-ин. Платформа работает с auto.ru , avito.ru . drom.ru и всеми лидирующими классифайдами в регионах.

    Сервис старается минимизировать действия дилера, поэтому 99% работы автоматизировано. Из любой DMS генерируется xml-файл, в котором содержится вся информация о складе дилера с фото, описанием и актуальной ценой с учетом всех акций и поддержек дилера, автохолдинга или импортера. Информация доставляется на порталы и обновляется в автоматическом режиме.

    Для дилеров и автохолдингов у сервиса есть 5 пакетов. Чем шире модуль – тем большую часть бизнес-процессов дилера он “переводит” в онлайн.

    «Эффективность классифайдов зависит от региона, лидеры практически в каждом разные. В Москве и Санкт-Петербурге первенство делят auto.ru и avito.ru , в Сибири и на Урале уверенно себя чувствует drom.ru . Зачастую, отследить эффективность работы классифайдов сложно, при условии, например, размещения двух дилерских центров одного бренда в одном регионе. Эффективнее всего использовать подменный номера на каждый канал размещения» , – говорит директор по продажам TradeDealer Алексей Сомов.

    «Мы начали с простого, понятного и нужного клиентам инструмента – витрина автомобилей в наличии. За первые 2 месяца количество онлайн-заявок выросло в 2,5 раза, а конверсия в контракт с 2-3% до 7-8%. Платформа TradeDealer удобна и для внутренней работы: добавление фотографий, возможность оперативно обновить наличие, и, конечно, выгрузка на автопорталы. Все просто и интуитивно понятно» , – говорит начальник отдела маркетинга «Тойота Центр Тольятти» (ГК «Тон-Авто» )Дарья Кадаева.


    Автосалон размещает объявления о продаже автомобилей в CarCopy , а сервис автоматически транслирует или передаёт данные с объявлениями о продаже автомобилей на все выбранные вами сайты по продаже автомобиле.

    «Мы автоматически забираем данные из базы дилера, либо предоставляем наш кабинет и уникальное приложение для работы с системой офлайн. Работа автодилера сводится к минимуму: выбор стратегии размещения и оплата размещения. Всё остальное делает CarCopy : размещает, обновляет, продвигает объявления, собирает статистику по обороту, рекомендует услуги, собирает отчеты и анализирует размещение» , – говорит коммерческий директор CarCopy Сергей Приступук.

    Сервис работает с максимальным количеством автомобильных сайтов на территории России, Республики Белоруссия и Казахстана, каждый является актуальным для определенной категории автомобильных дилеров.

    Стоимость размещения и принцип тарификации различается на каждом классифайде, при этом стоимость варьируется в зависимости от города и количества автомобилей. В CarCopy для выбора тарифа используется умный калькулятор с рекомендациями, учитывающий текущий склад дилера и его оборачиваемость.
    Сервис анализирует эффективность размещения на классифайдах используя собственный программно-аппаратный комплекс, получая и обрабатывая данные о просмотрах, конкуренции на рынке, сроках продажи, спрос на конкретные автомобили и другие показатели.

    Подключение занимает минимальное время – дилер может приступить к работе с системой в течение 5 минут.

    «С сервисом мы работаем более 1,5 лет и на данный момент размещаем через CarCopy более 1 000 единиц автомобилей, мотоциклов и коммерческого транспорта, – комментирует руководитель отдела рекламы автомобильного холдинга Fresh Auto Сергей Светчиков. – Переход к работе с сервисом был легким, все сложности CarCopy взяли на себя. Сейчас они автоматически забирают наши данные и размещают на необходимых ресурсах. Со стороны компании с нами работает отдельный менеджер, плюс руководство сервиса тоже всегда на связи, если необходимо решить оперативные вопросы» .


    Для автодилеров онлайн-сервис предлагает готовые пакетные решения, позволяющие успешно продавать как новые, так и trade-in автомобили.

    В продуктовой линейке Autocloud большой пакет площадок, однако тенденция, по словам представителей компании, изменилась. «Клиенту стал важен не сам набор сайтов, с присутствием своего ассортимента в наличии, а интерактив с покупателем. И здесь выборка медиапартнеров существенно снижается, – говорит директор по развитию информационных технологий ООО «Тандем» Виктор Хренков. – Поскольку клиенту нужна возможность общения, акценты перешли в применение дополнительных сервисов площадок: поднятие объявлений, функция турбопродажи, специальные предложения» .

    По мнению Виктора Хренкова, мировым трендом становится формула «сделай за меня», в ходе которого компания старается минимизировать участие заказчика. Хотя есть моменты, когда участие клиента необходимо. «Например, мы создаем “продажные тексты”, и их лексика и смысл должны утверждаться самим клиентом, чтобы не нарушать его корпоративные правила. Мы не имеем права допустить перерасход средств, без согласования с клиентом – это его деньги» , – комментирует Виктор Хренков.

    Чтобы оценить эффективность площадок Autocloud замеряет звонки, используя сервис колл-трекинга. Все данные отражаются в личном кабинете, таким образом, клиент всегда видит реальную картину происходящего. Площадки, как отмечают в Autocloud , также сами заинтересованы, и предлагают инструментарий по замеру звонков, переходов, «застоявшегося товара», завышенной цены в сравнении с другими объявлениями.

    Система Autocloud интуитивно понятная, и не требует особых навыков. Но для удобства клиентов, в сервисе работает служба поддержки. Клиенты заинтересованы в увеличении продаж, поэтому коммуникации зачастую проходят в ежедневном режиме. Выделенным менеджерам в команде Autocloud помогают сотрудники по качеству, программисты и операторы.


    Сервис работает со всеми федеральными и региональными сайтами, у которых есть трафик. Чтобы проанализировать эффективность площадок Carbay собирает статистику по просмотрам объявлений, просмотрам телефонов на сайтах, устанавливает номера колл-трекинга свои или дилера, измеряют изменение звонков из месяца в месяц.

    Уровень включенности дилера в процессе, как отмечают в Carbay , зависит от желания клиента. «Одним важно принимать участие, обсуждать с нами показатели, звонки, просмотры, предлагать идеи. Другим важно чтобы все работало само, то есть было полностью автоматизировано. Мы настраиваем систему под запросы каждого клиента» , – говорит директор Carbay Алена Сидоренко.

    Сервис работает по тарифам классифайдов, то есть стоимость размещения на площадке для него будет точно такой же, если бы дилер выстраивал сотрудничество самостоятельно с каждой площадкой. В некоторых случаях, Carbay так же получает комиссию с дилера за использование каталога, поддержку выгрузки на сайты с которым у дилера прямая оплата.

    Сейчас в компании работает 8 человек в штате, также 8 человек работают на аутсорсе. Клиентский сервис подразделяется на категории клиентов, в зависимости от ежемесячного бюджета. Подключение нового клиента занимает от 2 до 48 часов. Если необходима интеграция с сайтом дилера это еще максимум 24 часа.

    «С Carbay работаем уже несколько лет и очень довольны сотрудничеством. Оперативность, лояльный подход и полная ориентированность на наши потребности – это именно то, что нужно любому клиенту. Именно поэтому остаемся с Carbay уже более трех лет» , – комментирует бренд-менеджер компании «Агат» Ирина Лебедева.


    Сервис работает только с официальными дилерами и занимается листингом только по новым автомобилям. Количество классифайдов, с которым может работать сервис не ограничено, но реально используется не более пятнадцати.

    «Фундамент наших продуктов – технология расшифровки заводских кодов. Дилерам не надо описывать автомобиль, они передают нам данные в заводских кодах, мы сами расшифровываем их в полноценное описание и передаем его на автоклассифайды, партнерам (лизинговым компаниям и т.п.), размещаем на своем сайте, а также возвращаем обратно дилерам для использования на их сайтах, в социальных сетях, создания посадочных страниц. Кроме того, эта технология позволяет безошибочно “привязывать” объявления к фильтрам поиска на классифайдах по более чем сотне параметров» , – рассказывает коммерческий директор ILSA Виктор Алексеев.

    Сервис работает по тарифам классифайдов, эффективность которых проверяется при помощи подменных номеров для каждой площадки и учета входящего трафика при подключении CRM со стороны дилера.

    Подключение занимает от получаса до 2-3 часов. Уровень автоматизации работы разнится в зависимости от возможностей дилера. «Мы никого лишний раз не беспокоим, всегда подстраиваемся под возможности и потребности дилера, единственное условие – обновлять данные не реже одного раза в неделю, иначе достоверность листинга падает ниже минимально допустимых пределов» , – говорит Виктор Алексеев.

    Сейчас в команде сервиса 11 человек, каждый дилер закреплен за конкретным менеджером. Время на консультации с менеджерами, по словам Виктора Алексеева, никак не ограничено: «Иногда, особенно на стадии согласования параметров выгрузки и продвижения, сотрудники общаются с маркетологами дилеров чуть ли не целыми днями. А потом, особенно если настроена автоматическая выгрузка, встречаемся только раз в месяц для передачи документов и обсуждения новых возможностей» .


    Непростой выбор и прогнозы

    Ситуация на рынке диктует необходимость выбрать правильного партнера, поскольку цена ошибки высока, а качество решений сервисов по листингу очень разное. Опрошенные нами спикеры рекомендуют сотрудничество с подобными сервисами, потому что это во многом развязывает руки сотрудникам дилера. В то время как сами площадки призывают тщательнее относиться к выбору партнеров.

    Руководитель направления продуктов для бизнеса «Авто.ру» Роман Цупер считает, то оценивать эффективность сервисов по листингу нужно по следующим параметрам:

    • объем «полезных контактов» (звонки потенциальных покупателей, почтовые обращения клиентов, онлайн-заявки, людской трафик в дилерских центрах и прочее);
    • конверсии в продажи автомобилей;
    • стоимость каждого из полезных контактов;
    • качество сервиса (оперативность реакции в случае возникновения проблем,
    • качество работы с документами и прочее).

    В то же время, по мнению Романа Цупера, агентство-постер может стать причиной снижения эффективности объявлений автосалона,


    руководитель направления продуктов для бизнеса «Авто.ру»

    если не оперативно и нерегулярно обновляет данные по складам и стокам клиента, не следит за качеством и полнотой данных в объявлениях.

    Эксперты считают, что все участники рынка понимают - пришло время осознанных инвестиций в работу с классифайдами. Дилеры увеличивают долю маркетингового бюджета для онлайн-площадок, но при этом хотят сильнее контролировать эффективность каждой из них.

    «С 2013-ого тройка лидеров (drom.ru, avito.ru, auto.ru) сильно увеличила стоимость размещения на классифайдах, рост достиг даже не нескольких раз, а десятки раз. Размещение на классифайдах стало заметно в маркетинговом бюджете дилеров, в некоторых случаях дилеры смещают бюджеты, балансируя между контекстом и размещением объявлений » , – считает Борис Соколов. – « Из-за этого второму эшелону классифайдов становится труднее себя продать». Акцент в размещении объявлений на классифайдах окончательно сместится с количества сайтов, на которых размещаются объявления на качество размещения на лидирующих сайтах.

    Эту тенденцию отмечают и сами классифайды. «Как и в других странах, в России основной трафик автолюбителей проходит через ограниченное количество сайтов, поэтому для автодилеров нет особого смысла размещать свои предложения на большом количестве ресурсов. Avito – первый по посещаемости сайт объявлений в России. По нашим данным, Avito за декабрь посетили 35 миллионов человек, при этом раздел “Авто” является самым посещаемым» , – комментирует руководитель по развитию бизнеса


    руководитель по развитию бизнеса «Авито Авто»

    «Авито Авто» Вадим Иванов. – «В любом случае, мы рекомендуем автодилерам работать с интернет-сайтами напрямую, без посредников, заинтересованных прежде всего в комиссии с потраченных дилерами средств. У посредников есть прямой стимул навязывать автодилерам услуги, чтобы увеличить свои комиссионные. Работа напрямую позволяет получить доступ к неискаженной статистике и добиваться максимального эффекта от сайтов объявлений. Чтобы автодилерам было проще продавать через Avito, мы запустили собственный сервис ActiDealer. С его помощью вы можете контролировать размещение большого числа своих объявлений, получить доступ к расширенной статистике на сайте и поиску по базе Avito» .

    Изменения на рынке прогнозируют и в «Авто.ру» . «За 10 лет Рынок консолидировался. В каждом более-менее значимом для рынка регионе есть 1-2 две площадки, которые аккумулируют до 90% аудитории покупателей автомобилей. Площадки нанимают штат собственных менеджеров по работе с клиентами, которые лучше разбираются в специфике “родного” продукта, чем ресейлер. Качество клиентского сервиса повышается по мере того, как ведущие классифайды повышают собственную маржинальность» , – считает Роман Цупер. – «Мой прогноз для агентств-постеров: им будет необходимо научиться в короткой перспективе оказывать клиентам дополнительный набор сервисов и брать за него плату сверх ценника площадок. Иначе выжить в новых реалиях будет очень сложно» .

    Конкуренция среди сервисов по листингу и самих классифайдов нарастает. Основными бенефициарами этого процесса в итоге должны стать автосалоны, которые получат больше хороших услуг за разумные деньги. Классифайды стали одним из основных двигателей спроса, особенно в сегменте автомобилей с пробегом, поэтому какой бы вариант работы с объявлениями вы не выбрали, важно обращать внимание на нюансы. Инструменты, которые предлагает сервис или площадка должны присутствовать не «для галочки», а действительно помогать в продажах. Выбор правильного партнера, контроль и участие в процессе со стороны дилера, правильная комбинация дополнительных инструментов для продвижения склада и правильный анализ получаемых данных – залог успешной работы, которая непременно принесет дивиденды.

    Английским прилагательным «classified» означающим классифицированный, систематизированный, отнесенный к определенной категории, теперь принято называть объявления различного характера, сгруппированные по характерным общим признакам и обозначенные специальной рубрикой («автомобили», «недвижимость» и т.п.).

    Само слово «классифайд» в настоящее время используется в этом контексте абсолютно всеми участниками рекламного рынка. Классифайд начинался как услуга для частных потребителей, позже в эту нишу включились компании. Сегодня классифайд-объявления размещаются не только в прессе, но и на ТВ, радио, в интернете.

    Как правило, тематическая (рубричная) реклама в печатных изданиях состоит только из текста и ограничена сутью предложения и номером телефона для связи. Из-за ограничений по месту эти объявления тарифицировались по знакам или по словам. Иногда издания предлагают «дополнительные возможности» по выделению объявления рамками, фоном или макетом.

    Электронная доска объявлений функционально подобна классифайду: это сайт, где каждый желающий может вывесить своё объявление, а все посетители сайта — прочитать его. Электронная доска объявлений, как правило, поделена на несколько тематических разделов, согласно содержанию объявлений.

    Объявления на сайтах-класифайдах могут размещать как продавцы, так и покупатели. Для последних существует специальный раздел «Куплю», в котором можно разместить объявление о желаемой покупке, например — «куплю стиральную машину » или «куплю квартиру» и т.п.

    Большинство электронных классифайдов — бесплатные. Для размещения своего объявления пользователю нужно лишь ввести в специальной форме его тему, своё имя/псевдоним либо название организации, а также координаты: адрес электронной почты, почтовый адрес, телефон, URL своего сайта и т. п. (набор данных зависит от конкретного ресурса). Как правило, отображаются только имена авторов и темы объявлений, а для просмотра полного текста объявления пользователь должен щёлкнуть по ссылке, ведущей к нему. В некоторых досках объявления могут подавать только зарегистрированые пользователи, в некоторых — все.

    Консолидация российских классифайд-сервисов может быть попыткой «нарастить мускулы» перед полноценным приходом eBay. Появление такого игрока как Avito усложнит попытки экспансии eBay, равно как и попытки других компаний прийти на российский рынок.

    В ближайшее время в России станет меньше сервисов бесплатных объявлений. Стало известно, что проект Avito.ru объединят со Slando.ru и OLX.ru

    Крупнейшие русскоязычные онлайн-сервисы объявлений (так называемые классифайд-сервисы) - проект Avito.ru будет объединен с Slando.ru и OLX.ru. В результате этого сайты Slando.ru и OLX.ru станут частью Avito.ru. А пользователи, которые зайдут на страницы Slando.ru и OLX.ru, будут автоматически перенаправлены на Avito.ru.

    Одновременно с этим Naspers становится одним из инвесторов Avito.ru, получив взамен долю в проекте. Размер инвестиций Naspers составил $50 млн, взамен холдинг получил 18,6% Avito.ru.

    Классифайд-сервисы или сервисы бесплатных объявлений предлагают пользователям размещать на их страницах объявления на разные темы - от продажи старых книг до продажи автомобилей и квартир. Базовые функции доступны пользователям бесплатно, за расширенные, например, за выделение объявления, его авторы платят деньги.

    Наиболее популярными классифайд-сервисами в США и других странах мира являются Craidlist и, в определенной степени, интернет-аукцион eBay. В России лидерами этого рынка являются проекты Avito.ru и Slando.ru.

    По данным ComScore на январь 2013 года, Avito.ru лидировал на этом рынке с аудиторией в 16,5 млн уникальных пользователей, Slando.ru занимал второе место с аудиторией в 10,9 млн, OLX.ru - пятое с 4 млн.

    По данным статистики Liveinternet, сайт Avito.ru занимает пятое место в рейтинге наиболее посещаемых в Рунете ресурсов, Slando.ru в этом же рейтинге - на 16 месте. Сайты Avito.ru и Slando.ru лидируют в категории «Товары и услуги» рейтинга Liveinternet.

    Несмотря на популярность, сервис Avito.ru является убыточным, хотя инвестиции в него превышают $160 млн. Инвесторами проекта являются фонд Northzone, компания KInnevik, Baring Vostok Private Equity Fund IV и Accel Partners, вложившие в проект в прошлом году $75 млн при оценке сервиса в $300 млн.

    В последние два года сервис стал активно увеличивать свои доходы - в 2009 году выручка Avito.ru составила $1 млн, в 2011 году увеличилась до $9 млн, а в 2012 году превысила $30 млн. Однако эти суммы пока еще не сделали сервис прибыльным.

    Поглощение на рынке сервисов бесплатных объявлений недавно произошло и на Украине - Slando.ua поглотил сервис объявлений Emarket.ua.

    До сделки по слиянию 100% проекта Slando принадлежали холдингу Naspers, эта же компания владела 84% проекта OLX.ru. В свой портфель Naspers добавила еще почти 20% Avito.ru. Таким образом, Naspers становится крупнейшим владельцем классифайд-сервисов в России и Украине, консолидировав в одних руках доходы от этого бизнеса. Кроме того, у компании Naspers через холдинг Mail. Ru Group есть доля в крупнейшем интернет-аукционе рунета Molotok.ru.

    В результате сделки объединенный проект Avito станет третьим крупнейшим классифайд-сайтом в мире - проект по объему аудитории будет уступать только лидеру американского рынка Craigslist.org и китайскому проекту 58.com. Сайт Avito также станет пятым сайтом в России по количеству ежедневных посетителей.

    Ожидается , что в результате слияния Avito дневная аудитория проекта составит 100 млн пользователей - сервис будет контролировать 25% российского рынка онлайн-классифайда по трафику и 15% в денежном эквиваленте. Причем второй показатель будет увеличиваться со временем.

    Несмотря на то, что жители России и Украины активно осваивают торговую площадку eBay, которую тоже можно отнести к классифайд-ресурсам, eBay пришел в Россию только частично. В 2010 году начал работу русскоязычный сайт «Международный торговый центр eBay», но из-за того, что интернет-аукцион использует только PayPal, а средства этой платежной системы недоступны для вывода в российских банках, россиянам недоступны все возможности eBay.

    Консолидация российских классифайд-сервисов может быть попыткой «нарастить мускулы» перед полноценным приходом eBay. Появление такого игрока как Avito усложнит попытки экспансии eBay, равно как и попытки других компаний прийти на российский рынок классифайд.