Формы работы традиции и обычаи казаков презентация. Презентация на тему: "обычаи, традиции, нравы казаков помни, брат, что у казаков: помни, брат, что у казаков: дружба – обычай; дружба – обычай; товарищество – традиции; товарищество."

Cлайд 1

Cлайд 2

Традиционный внешний вид казаков. По традиции, в России усы были неотъемлемой частью военной формы. Шапка играла неотъемлемую роль во внешнем виде казака. . Сбитая с головы шапка, равно как и сорванный с женщины платок, были смертельным оскорблением, за которым следовала кровавая расплата. Серьги (у мужчин) означали роль и место казака в роду. Казак просто обязан был быть обаятельным, веселым, приветливым и остроумным.

Cлайд 3

Встречи и проводы казаков. По обычаю все уходившие на службу казаки собирались в церкви на молебен. Уходя на войну, обязательно брали горсть земли у церкви или на кладбище с могилы отца, матери, либо в саду у самого дома. Встречали казаков не только родные и близкие, но и все жители станицы.

Cлайд 4

Cлайд 5

Cлайд 6

Приветствия и обращения. Приветствие звучало в трех вариантах (производных от "здорово"): "здорово дневали!" (послеобеденное время, скорей, вечер), "здорово ночевали!" (утро, до обеда), "здорово живете!" (в любое время). В качестве приветствия друг друга казаки слегка приподнимали головной убор и с рукопожатием справлялись о состоянии здоровья семьи, о положении дел. При встрече, после долговременной разлуки, а также при прощании, казаки обнимались и прикладывались щеками. Целованием приветствовали друг друга в Великий праздник Воскресения Христова, на Пасху, причем целование допускалось только среди мужчин и отдельно – среди женщин.

Cлайд 7

Отношение к старшим. В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать без его разрешения) и тем более – непристойно выражаться. Считалось непристойным обгонять старика (старшего по возрасту), требовалось испросить разрешение пройти. При входе куда-либо первым пропускается старший. Неприличным считалось младшему вступать в разговоры в присутствии старшего. Старику (старшему) младший обязан уступить дорогу. Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить. Слова старшего являлись для младшего обязательными. При общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно испрашивалось мнение старшего. При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим и требовалось немедленное его исполнение. Вообще у казаков и особенно у кубанцев уважение к старшему являлось внутренней потребностью на Кубани даже в обращении редко можно услышать – «дед», «старый» и прочее, а ласково произносится «батько», «батьки».

Cлайд 8

Поминальный обряд Для казака считалась достойной смерть на поле брани или в кругу семьи. Хоронили казаки по православному обряду. Тело покойника обмывали: мужчины - мужчин, женщины - женщин. На покойника одевали только новую одежду. Нательное белье шилось руками. Гроб несли на руках. Это было обязанностью сына, родственников так проводить в последний путь родителя. Хоронили на третий день. И обязательно устраивали поминки: в день похорон, на 9-й и 40-й дни и в годовщину смерти. Когда в станице умирал человек, то «звонили по душе». Если умирал ребенок, то звон колокола был высоким, если умирал пожилой человек, звон был низким.

Православные праздники у казаков Праздники проходили так Воинское построение (по полусотням и сотням); Вынос из храма знамени, икон, сотенных флажков; Атаман с булавой и насекой возглавлял праздник; Литургия – церковная служба; Скачки на скорость и преодоление полосы препятствий на конях; Джигитовка; Демонстрация владения оружием – шашка, кинжал, пика; Общественный пир по группам и семьям, массовые гулянья. Почти в каждом доме распевали казачьи песни. На престольные праздники по старинному обычаю в станичной избе после молебна устраивался общий обед. На него приносили все, что есть у кого самое вкусное. Рождество

  • Святочная традиция - всеобщее катание на санях. Дети спускались с горок на ледянках – хозяйственных корзинах, облитых водой на морозе
  • К Рождественским праздникам казаки всегда готовились тщательно и заблаговременно. Мыли дом, белили стены, стирали и крахмалили занавески и скатерти. Обязательным украшением в доме была елка, вечная зелень ее символизировала обновляющуюся жизнь. К Святкам станичники шили нарядные платья, мастерили костюмы ряженых, маски.
  • К праздничному столу готовились самые разнообразные блюда. Резали кабана, барашка, гусей, индеек. Готовили колбасы, холодец, пироги и пирожки с мясной и фруктовой начинкой. Рождественский стол должен был отражать идею достатка, изобилия, благополучия.
  • Однако в навечерие Рождества Христова (6 января), или на багату вэчэрю, на стол ставили постные блюда. Хозяйки обязательно готовили обрядовую пищу - кутью и взвар. Кутья - это каша, обязательное блюдо при поминании усопших, а взвар - напиток, сваренный в честь рождения ребенка. Кутью варили рано утром из зерен пшеницы, ячменя или риса, томили ее в печи, добавляли мед, конопляное и коровье масло. Взвар готовили на воде из сухофруктов. Кутью из пшеницы с медом или льняным маслом ставили под иконы на сено в знак рождения Иисуса Христа в яслях. К вечере готовились тщательно: на белый платок в центр ставилась тарелка с кутьей. Сверху клали пирожки, бублики, пряники, конфеты, затем концы платка связывались крестом. Ношение вечери осуществляли дети, подростки, молодые семейные пары вечером накануне Рождества. В одних станицах вечерю несли дедушкам, бабушкам, родителям, в том числе и крестным. В других не только родственникам, но практически всем жителям на своем краю. Важным моментом являлось то, что отведав принесенной кутьи, пирожков, хозяева взамен добавляли своей. Так поступали в каждой семье, что способствовало обновлению, упрочению социальных связей, скрепленных обрядовой пищей.
  • Во время ужина накануне Рождества Христова на стол ставили прибор для умерших предков. В некоторых станицах открывали дверь и звали их к столу. Хозяин, а если его не было, хозяйка приглашали к столу Мороза, а иногда и домового. В тексте приглашения высказывалась просьба не морозить ни людей, ни животных, ни растения. Святой ужин обязательно начинался с молитвы. Во время застолья нужно было как можно меньше вести разговоров, без нужды не выходить из-за стола. Девушке и парню запрещалось сидеть на углах стола, чтобы не остаться без супружеской пары. Нельзя было, взяв ложку в руки, снова класть ее на стол. Блюда запивали не водой, а взваром. Считалось, что пока трапеза не закончена, из-за стола выходить нельзя, как, впрочем, и из дома, чтобы не впустить нечистую силу.
  • После ужина молодежь шла колядовать. Колядки - это рождественские песни и одновременно угощение, которое готовили к праздникам из ржаного пресного теста с разными начинками или припеками. Таким угощением одаривали веселых гостей. Наряду с христианским обычаем ходить под Рождество славить Христа (колядовать) осталась и языческая традиция рядиться в шкуры животных, маски и костюмы колдунов и ведьм. Мужчины и женщины, стар и млад, дабы своим видом отпугнуть, удалить от себя нечистую силу, сами в эти дни представали в обличье нечисти. Отовсюду доносились пение и смех - это ходили колядовщики, в основном девочки и девушки в сопровождении «поводыря». Ходили по домам и, спросив у хозяев разрешения, исполняли специальные песни-колядки, получая в подарок за свое пение хлеб, сало, сладости, реже мелкую монету.
Крещенье
  • Крещенье по традиции ознаменовывалось крестным ходом на реку, где делалась под прорубью «иордань» (украшение)
  • Святки заключает Крещение (19 января). Перед ним соблюдался строгий однодневный пост, который заканчивался или с появлением вечерней звезды, или после первого освящения воды, которое происходило примерно в два часа ночи в церкви.
  • С освященной водой возвращались домой и окропляли, закрещивали, ставя мелом крестики, подворье, дом, членов семьи, все хозяйство. В некоторых станицах в это же время снаружи дом обводили сплошной меловой линией, - чтобы конопля высокая росла, чтобы из дома ничего не разбегалось, чтобы куры хорошо неслись. В то время конопля была стратегически важным сырьем, поскольку только из нее изготовлялись корабельные канаты, в том числе и для британского флота.
  • Перед освящением воды в реке, если стояли морозы, изо льда вырубали крест или несколько крестов, делали престол. Кресты могли окрашивать, например, свекольным красным квасом. Как правило, в момент опускания священником креста в воду присутствующие выпускали голубей, производилась стрельба, а желающие купались.
Масленица
  • Масленица - неделя, предшествующая Великому посту и разделяющая в календаре зиму и весну. По православным пасхалиям празднование Масленицы начиналось за 56 дней до Пасхи и приходилось на время сыропустной недели. Являясь древнейшим праздником, Масленица объединила языческие и христианские верования. Целую неделю распевались народные песни, казаки ходили, друг к другу в гости на блины. Организовывались показательные скачки и стрельбы. Весельем на масленицу были охвачены все. Каждый чувствовал себя членом единой казачьей семьи. Более многочисленные и длительные увеселения устраивались на Пасху – самый яркий праздник весеннего цикла. Пасхальные торжества начинались с вербного воскресенья. Этот день посвящался детям. В станицах, городах, слободах организовывались ярмарки с различными представлениями (ученые медведи, скоморохи, купальные представления).
Троица
  • Отмечалась у казаков и Троица. Отмечая этот праздник, как православный, чествовали распустившуюся растительность, чтобы обеспечить ее рост и плодоношение. Для этого обязательно в субботу под Троицу косили траву (в основном чабрец) и расстилали ее в курене
14 октября –Покров Пресвятой Богородицы

Праздник казаков всех войск. Отмечается как день Победы 5,3 тыс. казаков над 150-ю тыс турок в конце сентября 1641 г. В крепости Азов

Покров
  • В этот день устраивали скачки, состязания и обязательно организовывали поминальный обед с выпивкой и песнопением в память обо всех погибших казаках.
Современные казаки Казак без веры не казак

Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны – они философы и поэты в душе – часто размышляли о вечном, о суете сущего и о неизбежном исходе этой жизни. Поэтому основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей. Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны – они философы и поэты в душе – часто размышляли о вечном, о суете сущего и о неизбежном исходе этой жизни. Поэтому основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей.


Не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего крепи веру православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя – МЫ КАЗАКИ. не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего крепи веру православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя – МЫ КАЗАКИ.




Отношение к старшим В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать без его разрешения) и тем более – непристойно выражаться. В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать без его разрешения) и тем более – непристойно выражаться. Считалось непристойным обгонять старика (старшего по возрасту), требовалось испросить разрешение пройти. При входе куда-либо первым пропускается старший. Считалось непристойным обгонять старика (старшего по возрасту), требовалось испросить разрешение пройти. При входе куда-либо первым пропускается старший. Неприличным считалось младшему вступать в разговоры в присутствии старшего. Неприличным считалось младшему вступать в разговоры в присутствии старшего. Старику (старшему) младший обязан уступить дорогу. Старику (старшему) младший обязан уступить дорогу. Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить. Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить. Слова старшего являлись для младшего обязательными. Слова старшего являлись для младшего обязательными. При общих (совместных) мероприятиях и принятии При общих (совместных) мероприятиях и принятии


Казаки и гости Безмерное уважение к гостю обуславливались тем, что гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим и деланным гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке. Заслуженно подвергался презрению тот, кто не оказывал уважения гостю. Независимо от возраста гостя, ему отводилась лучшее место за трапезой и на отдыхе. Считалось неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия. Даже старик уступал место, хотя гость был моложе его. Безмерное уважение к гостю обуславливались тем, что гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим и деланным гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке. Заслуженно подвергался презрению тот, кто не оказывал уважения гостю. Независимо от возраста гостя, ему отводилась лучшее место за трапезой и на отдыхе. Считалось неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия. Даже старик уступал место, хотя гость был моложе его.


Отношение к женщине Уважительное отношение к женщине – матери, жене, сестре обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены – по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины. Кто бы ни была женщина, к ней надо было относиться уважительно и защищать ее – ибо женщина – будущее твоего народа. Характерный пример защиты женщины описан в повести казачьего писателя Гария Немченко. Уважительное отношение к женщине – матери, жене, сестре обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены – по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины. Кто бы ни была женщина, к ней надо было относиться уважительно и защищать ее – ибо женщина – будущее твоего народа. Характерный пример защиты женщины описан в повести казачьего писателя Гария Немченко.


В 1914 году, утром по станице Отрадной проскакал казак с красным флагом, оповещая войну. К вечеру Хоперский полк уже двигался в походной колонне к месту сбора. Вместе с полком, естественно, ехали провожающие – старики и женщины. Одна из женщин управляла лошадью, запряженную в бричку, и проехала одной стороной колес по помещичьему полю. Один из офицеров, известный на весь полк по фамилии Эрдели, подъехал к женщине и хлестнул ее за это плетью. Из колонны выехал казак и срубил его. В 1914 году, утром по станице Отрадной проскакал казак с красным флагом, оповещая войну. К вечеру Хоперский полк уже двигался в походной колонне к месту сбора. Вместе с полком, естественно, ехали провожающие – старики и женщины. Одна из женщин управляла лошадью, запряженную в бричку, и проехала одной стороной колес по помещичьему полю. Один из офицеров, известный на весь полк по фамилии Эрдели, подъехал к женщине и хлестнул ее за это плетью. Из колонны выехал казак и срубил его.


Казак в быту Еще одна характерная деталь казачьего быта: одежду казак воспринимал, как вторую кожу тела, содержал ее в чистоте и опрятности и никогда не позволял себе носить чужую одежду. Еще одна характерная деталь казачьего быта: одежду казак воспринимал, как вторую кожу тела, содержал ее в чистоте и опрятности и никогда не позволял себе носить чужую одежду. Любили казаки застолье, общение, любили и выпить, но не напиться, а попеть песни, повеселиться, поплясать. За столом у казаков горилку не разливали, а подносили на разносе (подносе) и, если кто уже перехватил «лишку», то его просто обносили, а то и отправляли проспаться. Любили казаки застолье, общение, любили и выпить, но не напиться, а попеть песни, повеселиться, поплясать. За столом у казаков горилку не разливали, а подносили на разносе (подносе) и, если кто уже перехватил «лишку», то его просто обносили, а то и отправляли проспаться. Не принято было неволить: хочешь –пей. Не хочешь – не пей, но рюмку обязан поднять и пригубить, поговорка говорила «подавать можно, неволить нельзя». Застольная песнь напоминала: «Пей, но ум не пропивай». Не принято было неволить: хочешь –пей. Не хочешь – не пей, но рюмку обязан поднять и пригубить, поговорка говорила «подавать можно, неволить нельзя». Застольная песнь напоминала: «Пей, но ум не пропивай».


Похороны в казачьей семье Умершую в девичьи года девушку-казачку несли на кладбище только девушки, а не женщины и тем более не мужчины. Так отдавалась дань уважения целомудрию и непорочности. Покойника несли на кладбище на носилках, гроб покрывали темным покрывалом, а девицы – белым. Могилы копались глубокие. Сбоку от могилы выкапывалась (оборудовалась) ниша. Туда и устанавливали гроб два, а то и три казака. Умершую в девичьи года девушку-казачку несли на кладбище только девушки, а не женщины и тем более не мужчины. Так отдавалась дань уважения целомудрию и непорочности. Покойника несли на кладбище на носилках, гроб покрывали темным покрывалом, а девицы – белым. Могилы копались глубокие. Сбоку от могилы выкапывалась (оборудовалась) ниша. Туда и устанавливали гроб два, а то и три казака.


Конь у казака Не принято было у яицких казаков иметь боевого (строевого) коня- кобылицу. Не принято было у яицких казаков иметь боевого (строевого) коня- кобылицу. Перед отъездом казака на войну, когда конь уже под походным вьюком, жена вначале кланялась в ноги коню, чтобы уберег всадника, а затем родителям, чтобы непрестанно читали молитвы о спасении воина. Тоже повторялось после возвращения казака с войны (боя) на свое подворье. Перед отъездом казака на войну, когда конь уже под походным вьюком, жена вначале кланялась в ноги коню, чтобы уберег всадника, а затем родителям, чтобы непрестанно читали молитвы о спасении воина. Тоже повторялось после возвращения казака с войны (боя) на свое подворье. При проводах казака в последний путь за гробом шел его боевой конь под черным чепраком и притороченным к седлу его оружием, а уже за конем шли близкие. При проводах казака в последний путь за гробом шел его боевой конь под черным чепраком и притороченным к седлу его оружием, а уже за конем шли близкие.


Кинжал у казака У линейных (кавказских) казаков и кубанцев считалось за позор, в прошлом, конечно, покупать кинжал. Кинжал, по обычаю, или передается по наследству, или в качестве подарка, или, как ни странно, крадется или добывается в бою. Была поговорка, что кинжалы покупают только армяне (которые скупали их для перепродажи). У линейных (кавказских) казаков и кубанцев считалось за позор, в прошлом, конечно, покупать кинжал. Кинжал, по обычаю, или передается по наследству, или в качестве подарка, или, как ни странно, крадется или добывается в бою. Была поговорка, что кинжалы покупают только армяне (которые скупали их для перепродажи).


Казак и казаки Казаки в общежитии своем были привязаны друг к другу как братья, гнушались воровства между собой, но грабеж на стороне и, особенно у неприятеля, у них был вещью обыкновенной. Трусов не терпели и вообще считали первейшими добродетелями целомудрие и храбрость. Казаки в общежитии своем были привязаны друг к другу как братья, гнушались воровства между собой, но грабеж на стороне и, особенно у неприятеля, у них был вещью обыкновенной. Трусов не терпели и вообще считали первейшими добродетелями целомудрие и храбрость.


Слово казака Казаки от природы были народом религиозным без ханжества и лицемерия, клятвы соблюдали свято и данному слову верили, чтили праздники Господние и строго соблюдали посты. Народ прямолинейный и рыцарски гордый, лишних слов не любили и дела на кругу (Раде) решали скоро и справедливо. По отношению к своим провинившимся братьям-казакам оценка их была строга и верна, наказания за преступления – измену, трусость, убийство и воровство были жестоки: «В куль, да в воду». Казаки от природы были народом религиозным без ханжества и лицемерия, клятвы соблюдали свято и данному слову верили, чтили праздники Господние и строго соблюдали посты. Народ прямолинейный и рыцарски гордый, лишних слов не любили и дела на кругу (Раде) решали скоро и справедливо. По отношению к своим провинившимся братьям-казакам оценка их была строга и верна, наказания за преступления – измену, трусость, убийство и воровство были жестоки: «В куль, да в воду».


Войсковой судья обычно исполнял роль следователя, исполнителями же приговоров всегда были осужденные, обязанные поочередно казнить друг друга. За воровство обычно приковывали к позорному столбу, где преступника забивали киями (палками) свои же товарищи. За оскорбление начальства и неотдание долга товарищу приковывали к пушке цепями и только в последнее время в Сечи за это полагалась ссылка в Сибирь. За великое воровство или как бы сегодня сказали хищение в особо крупных размерах, виновных ждала шибеница- виселица. От шибеницы можно было избавиться только в том случае, если какая-нибудь женщина или девушка изъявит желание выйти замуж за осужденного. Войсковой судья обычно исполнял роль следователя, исполнителями же приговоров всегда были осужденные, обязанные поочередно казнить друг друга. За воровство обычно приковывали к позорному столбу, где преступника забивали киями (палками) свои же товарищи. За оскорбление начальства и неотдание долга товарищу приковывали к пушке цепями и только в последнее время в Сечи за это полагалась ссылка в Сибирь. За великое воровство или как бы сегодня сказали хищение в особо крупных размерах, виновных ждала шибеница- виселица. От шибеницы можно было избавиться только в том случае, если какая-нибудь женщина или девушка изъявит желание выйти замуж за осужденного.


Тот, кто не уважает обычаи своего народа Тот, кто не уважает обычаи своего народа не хранит их в своем сердце, тот позорит не хранит их в своем сердце, тот позорит не только свой народ, но прежде всего не только свой народ, но прежде всего не уважает самого себя, свой род, не уважает самого себя, свой род, своих древних предков. своих древних предков.

Слайд 2

Традиционный внешний вид казаков.

По традиции, в России усы были неотъемлемой частью военной формы. Шапка играла неотъемлемую роль во внешнем виде казака. . Сбитая с головы шапка, равно как и сорванный с женщины платок, были смертельным оскорблением, за которым следовалакровавая расплата. Серьги (у мужчин) означали роль и место казака в роду. Казак просто обязан был быть обаятельным, веселым, приветливым и остроумным.

Слайд 3

Встречи и проводы казаков.

По обычаю все уходившие на службу казаки собирались в церкви на молебен. Уходя на войну, обязательно брали горсть земли у церкви или на кладбище с могилы отца, матери, либо в саду у самого дома. Встречали казаков не только родные и близкие, но и все жители станицы.

Слайд 4

Приветствия и обращения.

Приветствие звучало в трех вариантах (производных от "здорово"): "здорово дневали!" (послеобеденное время, скорей, вечер), "здорово ночевали!" (утро, до обеда), "здорово живете!" (в любое время). В качестве приветствия друг друга казаки слегка приподнимали головной убор и с рукопожатием справлялись о состоянии здоровья семьи, о положении дел. При встрече, после долговременной разлуки, а также при прощании, казаки обнимались и прикладывались щеками. Целованием приветствовали друг друга в Великий праздник Воскресения Христова, на Пасху, причем целование допускалось только среди мужчин и отдельно – среди женщин.

Слайд 5

Отношение к старшим.

В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать без его разрешения) и тем более – непристойно выражаться. Считалось непристойным обгонять старика (старшего по возрасту), требовалось испросить разрешение пройти. При входе куда-либо первым пропускается старший. Неприличным считалось младшему вступать в разговоры в присутствии старшего. Старику (старшему) младший обязан уступить дорогу. Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить. Слова старшего являлись для младшего обязательными. При общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно испрашивалось мнение старшего. При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим и требовалось немедленное его исполнение. Вообще у казаков и особенно у кубанцев уважение к старшему являлось внутренней потребностью на Кубани даже в обращении редко можно услышать – «дед», «старый» и прочее, а ласково произносится «батько», «батьки».

Слайд 6

Поминальный обряд

Для казака считалась достойной смерть на поле брани или в кругу семьи. Хоронили казаки по православному обряду. Тело покойника обмывали: мужчины - мужчин, женщины - женщин. На покойника одевали только новую одежду. Нательное белье шилось руками. Гроб несли на руках. Это было обязанностью сына, родственников так проводить в последний путь родителя. Хоронили на третий день. И обязательно устраивали поминки: в день похорон, на 9-й и 40-й дни и в годовщину смерти. Когда в станице умирал человек, то «звонили по душе». Если умирал ребенок, то звон колокола был высоким, если умирал пожилой человек, звон был низким.

Слайд 7

Казачьи традиции и обычаи имели под собой одну основу –десять заповедей Христа

Не убей Не укради Не прелюбодействуй Трудись по совести Не завидуй ближнему своему и прощай обидчиков Заботься о детях своих и родителях Дорожи девичьим целомудрием и женской честью Помогай бедным, не обижай сирот и вдов Не обижай сирот и вдов Защищай от врагов свое Отечество

Слайд 8

Приветствовали казаки друг друга, при встрече, приподнятием головного убора и рукопожатием. Когда казак подходил к группе других казаков, принято было снимать шапку, кланяться и справляться про здоровье: «Здорово, казаки!», «Здорово бывали, казаки!» или «Здоровенько буллы, казаки!». На что получал ответ:«Слава Богу!». В строю, на смотрах, парадах казаки отвечали, согласно воинского устава: «Здравия желаю, господин...!». Во время исполнения гимна Войска донского или гимна России, казаки были обязаны снимать головные уборы, что требовалось уставом.

Слайд 9

Отношения в казачьей среде

Без молитвы не начиналось и не заканчивалось ни одно дело. Подать оброненное постороннему, помочь поднять, уступить место для сидения. В застолье, казак всегда, прежде чем съесть самому, обязан был предложить это близсидящему. Прежде чем самому утолить жажду в походе, казак должен был предложить это напарнику. Отказать в подаянии нищему считалось большим грехом. Поговорка гласила: «Лучше всю жизнь давать, чем всю жизнь просить». Жадные люди были достойны презрения, и к ним никогда не обращались с просьбой. Если, в момент исполнения просьбы, дающий показывал свою жадность, казак отказывался от услуги. Он считал, что не стоит брать у этого человека – это не к добру. Большим грехом считался обман, причём не только делом, но и словом. Человек, который не сдержал своего обещания или данного слова, терял доверие окружающих. В казачьих старообрядческих семьях существовал запрет на табакокурение. По выпивке тоже существовали ограничения. Выпивать можно было только вино

Слайд 10

Проводы казака на службу

После достижения призывного возраста, призывник, в течение целого года, проходил военное обучение при станице. Военная подготовка проходила под руководством казачьего управления станицы, после чего он приводился к присяге. Процедура присяги начиналась в церкви на богослужении. После этого, призывники выстраивались на площади, напротив алтаря, со знаменем. Разрешение на прохождение присяги давал священник, после исполнения молитвы.

Слайд 11

Обращение к родителям предусматривало только «Вы» - «Вы, мама», «Вы, тату». На «вы» обращались ко всем старшим. При появлении старика, все присутствовавшие вставали, казаки, которые были в форме, прикладывали руку к головному убору, а те, которые были без формы, должны были встать, снять головной убор и поклониться. При старшем по возрасту, не разрешалось сидеть, курить или разговаривать (без его на то разрешения). В присутствии старшего не разрешалось непристойно ругаться. Нельзя было прекословить старшему. Молодежь должна была показывать свою выдержку в любом случае. Слова старшего являлись обязательными для младшего по возрасту казака.

Слайд 12

Праздники

Рождество Масленица Пасха Иван купало

Слайд 13

Мы являемся прямыми потомками культурного наследия наших предков. От нас зависит сохранение этого огромного материала. Поэтому мы должны не только бережно хранить эти традиции, но использовать их в своих семейных традициях: петь дедовские песни, плясать народные танцы, хорошо знать свою историю, праздники и обряды, гордиться своими казачьими корнями.

Слайд 14

Быт, традиции и семейные обряды казаков на Дону

Слайд 15

У казаков при рождении мальчика дед и отец стреляли из ружей, тем самым, давая знать станичникам, что родился воин, защитник границ Отечества. В гости к матери новорожденного приходили соседи и родственники с вкусным угощением. Такой праздник назывался «Проведок».

Слайд 16

Казаки строго соблюдали старые обычаи. На седьмой день младенца крестили. Христианское крещения означало вход ребенка в мир. Дети при крещении получали имя того святого, которого праздновали за седмицу до рождения.

До исполнения 1 года стричь волосы детям у русских не принято. В годовщину рождения крестная мать с родственниками (но без родной матери)усаживала казачонка на вывернутую шубу (кошму) и выстригала ему прядь волос крест-накрест, затем мальчика стригли полностью. В 7 лет уже крестный отец стриг подростка «в скобку», после чего казачонок шел первый раз мыться с мужчинами в баню. Третий, последний раз, ритуально стригли в 19 лет, при зачислении в казаки и приведении к присяге на верность службе.

Слайд 20

Важным в жизни казачонка был обряд получения первых штанов, которые он получал в 3 года. Именно с этого времени его начинали учить верховой езде. С 5 лет мальчишки работали в поле: погоняли волов на пахоте, пасли скот. Любимой игрой пастухов была дзига, или кубарь.

Слайд 21

Рождение девочки не праздновалось так широко, как рождение мальчика, при известии о ее рождении не грохотали выстрелы. Но это была радость тихая, домашняя, овеянная легендами и молитвами. Крестная, няньки «смывали с дочушки заботы» - первый раз с песнями мыли девочку. Отец ел «отцовскую кашу», горелую, насоленную, наперченную, чтобы «девочке меньше горького в жизни досталось».

Посмотреть все слайды

Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков.

В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать без его разрешения) и тем более – непристойно выражаться. Считалось непристойным обгонять старика (старшего по возрасту), требовалось испросить разрешение пройти. При входе куда-либо первым пропускается старший. Неприличным считалось младшему вступать в разговоры в присутствии старшего. Старику (старшему) младший обязан уступить дорогу. Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить. Слова старшего являлись для младшего обязательными. При общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно испрашивалось мнение старшего. При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим и требовалось немедленное его исполнение. Вообще у казаков и особенно у кубанцев уважение к старшему являлось внутренней потребностью на Кубани даже в обращении редко можно услышать – «дед», «старый» и прочее, а ласково произносится «батько», «батьки».