Управление асднр при ликвидации чрезвычайных ситуаций. Решение руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации на магистральном нефтепроводе Основы управления при проведении работ по ликвидации чс

Решение на проведение АВР в зоне ЧС является основой управления; его принимает и организует выполнение руководитель органа управления (руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации). Решение отрабатывается графически и текстуально.

Решение включает в себя следующие основные элементы:

Краткие выводы из оценки обстановки;

Замысел действий;

Задачи подчиненным формированиям, частям и подразделениям;

Меры безопасности;

Организацию взаимодействия;

Обеспечение действий формирований.

Начальника ЛПДС "Черкассы" - председателя КЧС ПБ на действие сил формирований объектового звена БТП РСЧС ЛПДС "Черкассы" при проведении АСДНР при ликвидации последствий ЧС на 1512 км МНП УБКУА.

ЧС обнаружена 15 апреля в 10 часов 30 мин вблизи д. Минзитарово. В результате разлива происходит загрязнение плодородного слоя почвы, а так как пары нефти из-за наличия источника огня начали гореть, то существует опасность для людей и близлежащих зданий и сооружений от теплового излучения, а так же задымление территории .

Для организации действий сил объектового звена БТП РСЧС ЛПДС "Черкассы" при ликвидации ЧС на 1512 км МНП

1. Основные усилия сосредоточить на оцепление района ЧС и на локализацию и ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации.

Работы проводить в последовательности: ликвидация горения нефти, восстановление загрязненного слоя грунта выполнить путем срезания, вывоз загрязненного грунта на шламонакопитель, расположенный в с.Иглино, завоз чистого грунта, ремонт трубопровода, использование сорбентов и биопрепаратов для очистки почвы.

С целью снижения влияния вредных последствий ЧС на людей, обеспечить первоочередное выполнение аварийно-спасательных и других неотложных работ и немедленно приступить к действиям по ликвидации чрезвычайной ситуации на 1512 км трассы МНП силами личного состава ЛДПС "Черкассы" с привлечением сил Черкасского НУ, ОАО "Уралсибнефтепровод", для ликвидации горения нефти привлечь пожарные команды ГУ МЧС России по РБ, для оказания медицинской помощи привлечь бригаду скорой медицинской помощи Иглинского района, для регулирования дорожного движения на месте ЧС привлечь ГИБДД Иглинского района.

С 16 часов 00 минут 15 апреля для органов управления сил ЛДПС "Черкассы" ввести режим "Чрезвычайной ситуации", а также ввести в действие в полном объеме План взаимодействия ОАО "Уралсибнефтепровод" при ЧС, вызванной аварией с разливом нефти .

Оперативной группе ЛДПС "Черкассы" к проведению АСДНР приступить с 16 часов 50 минут 15 апреля. Время окончания АСДНР 00 часов 50 минут 16 июля. Работы вести в две смены по 4 часа.

Главному инженеру ЛПДС "Черкассы" - начальнику пункта управления ликвидацией ЧС:

Развернуть пункт управления ликвидацией ЧС на площадке, рядом с местом ведения работ;

Оборудовать к 16 часам 50 мин. здание школы в деревне Минзитарово под место отдыха личному составу;

В соответствии с Планом взаимодействия организовать взаимодействие с силами Иглинского районного звена БТП РСЧС.

Начальнику производственно-технических управлений связи (ПТУС) ОАО "Уралсибнефтепровод" ответственному за оповещение и связь:

Организовать связь диспетчера ЛПДС "Черкассы" с местом ЧС по радиосвязи и по телефону, а также круглосуточное дежурство связистов на месте разлива и ликвидации ЧС;

Организовать связь начальника оперативной группы с бригадами (группами, звеньями), работающими на месте разлива нефти и ремонта поврежденного участка, а также связь между бригадами (группами, звеньями);

Поддерживать постоянную связь с диспетчером ОАО "Уралсибнефтепровод";

Обеспечить устойчивую радио-, проводную связь с пунктами сбора пораженных, постоянное информирование население о действиях и изменениях обстановки.

Заместителю начальника ЛПДС "Черкассы":

Направить оперативную группу для уточнения места и масштабов ЧС;

Организовать полное обеспечение средствами защиты, связи и инструментами;

Направить пожарную команду на место ЧС;

Принимать меры по организации горячего питания и мест отдыха для участников ликвидации ЧС .

Начальнику пожарной службы ЛПДС "Черкассы":

Приступить к проведению работ по тушению пожара собственными силами, а так же по Плану взаимодействия привлечь пожарные части: ПЧ- 79 (с. Иглино), ПЧ- 35 (м-н Шакша);

Координировать работу служб, участвующих в тушении пожара;

Обеспечить постоянное наличие резерва сил и средств;

Оценить возможность образования взрывоопасных паровоздушных смесей, не допустить распространение огня на близлежащие здания и сооружения;

Локализовать и ликвидировать пожар;

Принять участие в спасении людей.

Начальнику службы собственной безопасности ЛПДС "Черкассы":

Организовать оцепление зоны заражения и контроль допуска в зону разлива до завершения всех работ по ликвидации последствий;

Проводить патрулирование жилого сектора, прилегающего к зоне заражения;

Обеспечить поддержание общественного порядка.

Начальнику центральной ремонтной службы (ЦРС) Черкасского НУ:

Принять меры по сбору начальников участков, инженерно-технических работников (ИТР) и персонала ЦРС;

Организовать выезд на место ЧС ЦРС;

При необходимости произвести распределение обязанностей м/у персоналом и инженерно-техническими работниками участка аварийно-восстановительных работ (УАВР) и участка устранения дефектов (УУД) ЦРС "Черкассы";

Принять все меры по скорейшей ликвидации ЧС и ее возможных последствий .

Начальнику линейной эксплуатационной службы (ЛЭС) ЛПДС "Черкассы":

Принять меры по обозначению и оцеплению места ЧС и разлива нефти, а также недопущению попадания нефти в реки и населенные пункты;

Направить специалистов на ближайшие линейные задвижки для контроля их закрытия;

Принять меры по локализации ЧС;

Выехать с патрульной группой на место ЧС.

Начальнику центра технологического транспорта и спецтехники (ЦТТ и СТ) Черкасского НУ:

Оповестить всех механиков и водителей;

Предоставить дополнительную технику для выезда патрульной группы и служебные а/м;

Оформить все документы на технические средства с проведением инструктажа водителей и машинистов УАВР ЦРС и привлекаемой дополнительной техники;

Организовать доставку ГСМ на место производства работ по ликвидации ЧС;

Организовать своевременную доставку запчастей и смену водителей;

Организовать дежурство автотранспорта для оперативного решения вопросов по ликвидации ЧС.

Начальнику медицинского поста ЛПДС "Черкассы":

Организовать выезд к месту ЧС;

Организовать медицинское обеспечение формирований, ликвидирующих ЧС, а так же в случае необходимости по Плану взаимодействия привлечь силы медицинской помощи Иглинского района.

Главному энергетику отключить электроснабжение.

Главному механику:

Организовать сбор водителей, участвующих в ликвидации ЧС, отправку необходимой техники на место ликвидации ЧС;

Обеспечивать технику ГСМ;

Обеспечивать искрогасителями всю технику, непосредственно участвующую в ликвидации ЧС;

Обеспечивать техническое обслуживание и ремонт техники, привлеченной к ликвидации ЧС .

Директору столовой ЛПДС "Черкассы" обеспечить личный состав, участвующий в ликвидации ЧС, трех разовым питанием в расчете на количество 88 человек (см. пункты 4.8.2 - 4.8.4).

Донесения о ходе ликвидации представлять через каждые 2 часа с 16.50 часов. Графическое решение председателя КЧС ПБ приведено в приложении З.

Пенсионное обеспечение членов семей спасателей по случаю потери кормильца осуществляется в соответствии с пенсионным законодательством РФ.

13. Право на присвоение почетного звания:

а). Спасателям может быть присвоено почетное звание "Заслуженный спасатель Российской Федерации".

б). Присвоение почетного звания "Заслуженный спасатель РФ" производится Президентом РФ по представлению руководителя федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, сформированного на основе ходатайств:


  • руководителей федеральных органов исполнительной власти;

  • органов исполнительной власти субъектов РФ;

  • органов местного самоуправления;

  • организаций и общественных объединений.
в). Положение о почетном звании "Заслуженный спасатель РФ" утверждено Указом Президента РФ N 1341 от 30.12.95 г. (принят к руководству и исполнению Приказом МЧС РФ N 63 от 5.2.96 г.)

Почетное звание присваивается высокопрофессиональным работникам спасательных служб за заслуги в предотвращении и ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, разработке и освоении новой спасательной техники, воспитании и обучении кадров, работающим в спасательных службах 10 и более лет в календарном исчислении.

^

Дополнительные правовые и социальные гарантии спасателей

1. На спасателей профессиональных АСС, АСФ, обслуживающих организации с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные законодательством РФ.

2. Решением федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и администраций организаций могут устанавливаться дополнительные, не противоречащие настоящему Федеральному закону гарантии правовой и социальной защиты работников профессиональных АСС, АСФ, членов нештатных и общественных АСФ, спасателей, не входящих в состав АСС, АСФ.

^

Гарантии деятельности спасателя

1. Органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации обязаны оказывать содействие спасателям, привлеченным к проведению работ по ликвидации ЧС, при их следовании для участия в проведении указанных работ и в ходе их проведения, в том числе предоставлять транспортные и иные необходимые материальные средства.

2. В ходе проведения работ по ликвидации ЧС спасатели подчиняются только руководителям АСС, АСФ, в составе которых проводят указанные работы.

3. Никто не имеет права принуждать спасателей к выполнению задач и работ, не относящихся к обязанностям, возложенным на них трудовым договором (контрактом).

^

Исключительные права руководителя ликвидации ЧС

Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации ЧС, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Руководители АСС, АСФ, прибывшие в зоны ЧС первыми, принимают на себя полномочия руководителей ликвидации ЧС и исполняют их до прибытия руководителей ликвидации ЧС, определенных законодательством РФ, планами предупреждения и ликвидации ЧС или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которые отнесена ликвидация данных ЧС.

Решения руководителей ликвидации ЧС, направленные на ликвидацию ЧС, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах ЧС, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителей ликвидации ЧС по руководству работами по ликвидации ЧС, иначе как отстранив их в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо.

Полномочия руководителя ликвидации ЧС определяются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, руководством организаций в соответствии с законодательством РФ.

^ В случае крайней необходимости руководители ликвидации ЧС вправе самостоятельно принимать решения:


  • о проведении эвакуационных мероприятий;

  • об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах ЧС;

  • о проведении АСР на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах ЧС;

  • об ограничении доступа людей в зоны ЧС;

  • о разбронировании резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС организаций, находящихся в зонах ЧС;

  • об использовании в порядке, установленном законодательством РФ, средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах ЧС;

  • о привлечении к проведению работ по ликвидации ЧС нештатных и общественных АСФ, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение АСР;

  • о привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению АСР;

  • о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликвидации.
Руководители ликвидации ЧС обязаны принять все меры по незамедлительному информированию соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководства организаций о принятых ими в случае крайней необходимости решениях.

Руководители ликвидации ЧС, руководители АСС, АСФ имеют право на полную и достоверную информацию о ЧС, необходимую для организации работ по их ликвидации.

В случае технологической невозможности проведения всего объема АСР руководители ликвидации ЧС могут принимать решения о приостановке АСР в целом или их части, предприняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасению находящихся в зонах ЧС людей.
Обязанности спасателей
Спасатели обязаны:


  1. Быть в готовности к участию в проведении работ по ликвидации ЧС, совершенствовать свою физическую, специальную, медицинскую, психологическую подготовку.

  2. Совершенствовать навыки действий в составе аварийно-спасательных формирований.

  3. Неукоснительно соблюдать технологию проведения АСР.

  4. Активно вести поиск пострадавших, принимать меры по их спасению, оказывать им первую медицинскую и другие виды помощи.

  5. Неукоснительно выполнять приказы, отдаваемые в ходе проведения работ по ликвидации ЧС руководителями АСС, АСФ, в составе которых спасатели принимают участие в проведении указанных работ.

  6. Разъяснять гражданам правила безопасного поведения в целях недопущения ЧС и порядок действий в случае их возникновения.
Обязанности спасателей профессиональных АСС, АСФ определяются соответствующими уставами, наставлениями и являются составной частью трудовою договора (контракта).

Прекращение работ как средство разрешения коллективного трудового спора в профессиональных АСС, профессиональных АСФ не допускается.

Решение (приказ) руководителя ликвидации чрезвычайных ситуаций о привлечении к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ

РЕШЕНИЕ (ПРИКАЗ) N _____ о привлечении к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ ________________________ "___"__________ ____ г. Ввиду крайней необходимости вследствие сложившейся в результате _______ _________________________ (аварии/ опасного природного явления/ катастрофы/ стихийного или иного бедствия), а именно: ________________________________, чрезвычайной ситуации на территории ______________________________________, (определенная зона) которая может повлечь (или повлекла) за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, а именно:_______________________ (выводы на основе анализа сложившейся ___________________________________________________________________________ в зоне ЧС обстановки, которые содержат основные сведения о характере и ___________________________________________________________________________ масштабах чрезвычайной ситуации, объемах предстоящих работ и условиях их __________________________________________________________________________, проведения, имеющихся силах и средствах и их возможностях) руководствуясь абз. 8 п. 6 ст. 14 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" с целью локализации отдельных очагов повышенной опасности, устранения аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и производственных коммуникаций, создания минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения, а также по санитарной очистке и обеззараживанию территории, решил (или приказываю): 1. Привлечь к ликвидации чрезвычайной ситуации следующие нештатные и общественные аварийно-спасательные формирования, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ: ___________________________________________________________________________ (перечень, численность, оснащенность нештатных аварийно-спасательных __________________________________________________________________________. формирований, места их расположения) 2. Перед привлекаемыми спасателями, аварийно-спасательным формированиями поставить следующие задачи: ________________________________ (перечень спасателей и формирований) - _________________________________________________________________________ (район работ, силы и средства, последовательность и сроки проведения ___________________________________________________________________________ работ, объекты сосредоточения основных усилий, порядок использования __________________________________________________________________________; технических средств, меры безопасности и порядок обеспечения непрерывности работ) ____________________________ - _______________________________________; ____________________________ - _______________________________________. 3. При проведении аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, выполнять следующие меры безопасности: _______________________________________________________. (исходя из сложившейся в зоне ЧС обстановки) 4. Обеспечение деятельности сил, привлекаемых к ликвидации чрезвычайной ситуации, организовать в следующем порядке: _______________________________ __________________________________________________________________________. (с учетом обстановки, имеющихся сил, средств, ресурсов) 5. Взаимодействие между привлекаемыми к ликвидации чрезвычайной ситуации спасателями, аварийно-спасательными формированиями организовать в следующем порядке: _______________________________________________________. 6. Координацию деятельности всех спасателей, аварийно-спасательных формирований при проведении аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций возложить на _____________________________________________________________. (Ф.И.О. должностных лиц органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения, объектов и территорий от чрезвычайных ситуаций) 7. Средствам массовой информации, ____________________________________, (перечень иных лиц) принять все меры по незамедлительному информированию населения, соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководства организаций о содержании настоящего решения (приказа).

8. Возмещение расходов на перевозку и размещение привлекаемых к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, материально-техническое, финансовое и иное обеспечение, а также на оплату труда спасателей и аварийно-спасательных формирований, выплату им вознаграждений, предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков, медицинское обеспечение и выплаты по временной нетрудоспособности спасателям, пострадавшим при проведении указанных работ, производить в соответствии с договорами на обслуживание организаций или из средств, выделенных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций в порядке ст. ст. 23, 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", п. 34 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".

9. Контроль за исполнением настоящего решения (или приказа) возложить на _______________________________________________________________________. (должность, Ф.И.О.) Руководитель __________________ _______________________________________ (подпись) (Ф.И.О.) М.П. Исполнитель ___________________________________________________________ (Ф.И.О., служебный телефон) с решением (приказом) ознакомлены: "___"___________ ____ г. _____________________________________________; "___"__________ ____ г. ______________________________________________; "___"__________ ____ г. ______________________________________________.

Введение

........................................................................................

Глава I

Общие положения ......................................................

Статус спасателя..........................................................

Особенности ведения поисково-спасательных работ при ЧС на авиатранспорте....................................

Особенности ведения поисково-спасательных работ в эпидемически неблагополучной обстановке...

Организация связи во время выполнения поисково-спасательных работ......................................................

ЛИТЕРАТУРА .................................................................................

ВВЕДЕНИЕ

Среди людей самых гуманных профессий, необходимых обществу независимо от его социально-политического устройства, заслуженно почетное место занимают спасатели – люди, всегда готовые прийти на помощь и предотвратить беду.

Востребованность этой профессии объясняется не только статистикой роста различных чрезвычайных ситуаций, но и ореолом героизма и самоотверженности, присущих настоящим спасателям.

Цель настоящего пособия – оказать помощь спасателю в организации и проведении поисково-спасательных работ.

Руководители организаций;

Руководители ликвидации ЧС.

Граждане, не являющиеся спасателями, при привлечении их к проведению АСР подлежат обязательному бесплатному личному страхованию. На них распространяются права, страховые гарантии и льготы, предусмотренные законом для спасателей нештатных и добровольных аварийно-спасательных формирований.

Права спасателей

1. Спасатели, привлеченные к работам по ликвидации ЧС, имеют право на внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта при следовании к месту проведения указанных работ.

2. В ходе проведения работ по ликвидации ЧС спасатели имеют право на:

Полную и достоверную информацию, необходимую для выполнения ими своих обязанностей;

Беспрепятственный проход на территорию и производственные объекты организаций, в жилые помещения для проведения работ по ликвидации ЧС;

Требование от всех лиц, находящихся в зонах ЧС, соблюдения установленных мер безопасности;

Экипировку и оснащение в соответствии с технологией проведения АСР;

Использование для спасения людей и в случае крайней необходимости в порядке, установленном законодательством РФ, средств связи, транспорта, имущества и иных материальных средств организаций, находящихся в зонах ЧС.

3. Спасатели, принимавшие участие в проведении работ по ликвидации ЧС, имеют право на бесплатную медицинскую и психологическую реабилитацию на базе медицинских учреждений и реабилитационных центров в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

4. Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб (АСС), профессиональных и нештатных аварийно-спасательных формирований (АСФ) имеют право на совершенствование своих теоретических знаний и профессионального мастерства в рабочее время в установленном порядке.

5. Спасатели профессиональных АСС, АСФ имеют право на обеспечение питанием при несении дежурства с оплатой расходов за счет средств, выделяемых на содержание АСС, АСФ.

6. Спасатели профессиональных АСС, АСФ, пострадавшие в ходе исполнения обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), а также иные спасатели, пострадавшие в ходе проведения работ по ликвидации ЧС, имеют право на бесплатное медицинское обслуживание и выплаты в размере среднемесячной заработной платы по основному месту работы.

7. Спасатели имеют право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ:

Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", статья 12, пункт "л" - "…мужчины и женщины - по достижении 40 лет , если они постоянно трудились спасателями в профессиональных АСС, АСФ (по перечню должностей и специальностей, утверждаемых Правительством РФ) не менее 15 лет и участвовали в ликвидации ЧС";

Статья 782 (Условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет в связи с работой в профессиональных АСС, АСФ) - "Пенсия в связи с работой спасателем в профессиональных АСС, АСФ (по перечню должностей и специальностей, утверждаемых Правительством РФ) может устанавливаться независимо от возраста при выслуге не менее 15 лет".

8. Право на отдых (Режим работы и отдыха спасателей).

В повседневной деятельности режим работы (службы) спасателей профессиональных АСС, АСФ определяется правилами внутреннего трудового распорядка, графиками дежурств, расписаниями занятий или иных мероприятий по специальной программе.

Время дежурства спасателей профессиональных АСС, АСФ на дому в режиме ожидания учитывается в размере одной четвертой часа за каждый час дежурства.

При проведении работ по ликвидации ЧС режим работы и продолжительность рабочего дня спасателей могут быть изменены и устанавливаются руководителями ликвидации ЧС с учетом характера ЧС, особенностей проведения работ по их ликвидации и медицинских рекомендаций.

Спасателям профессиональных АСС, АСФ ежегодно предоставляется очередной отпуск продолжительностью : имеющим непрерывный стаж работы на должностях спасателей до 10 лет - 30 суток, более 10 лет - 35 суток, более 15 лет - 40 суток.

Спасателям профессиональных АСС, АСФ за участие в работах по ликвидации ЧС в течение года предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не более 15 суток из расчета один день отпуска за 24 часа работ.

Спасателям нештатных и добровольных АСФ, а также спасателям, не входящим в состав АСФ, взамен дополнительного отпуска может выдаваться денежная компенсация в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством РФ.

Оплата труда спасателей профессиональных АСС, АСФ производится в соответствии с трудовым договором (контрактом);

Размер заработной платы спасателей профессиональных АСС, АСФ организаций не может быть ниже размера заработной платы работников ведущих рабочих специальностей указанных организаций.

10. Право на жилище:

а). Спасателям профессиональных АСС, АСФ федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и проживающим совместно с ними членам семей жилые помещения по нормам, предусмотренным жилищным законодательством РФ, за счет государственного, муниципального или ведомственного жилищных фондов соответственно принадлежности указанных служб и формирований предоставляются в первоочередном порядке .

По желанию спасателей, если они не имеют жилых помещений для постоянного проживания или нуждаются в улучшении жилищных условий, им могут выдаваться на строительство (покупку) квартир или индивидуальных жилых домов исходя из норм, предусмотренных жилищным законодательством:

- беспроцентные денежные ссуды - при общем непрерывном стаже работы на должностях спасателей в указанных службах и формированиях более 5 лет;

- в размере 75 % стоимости указанных квартир или индивидуальных жилых домов - при общем непрерывном стаже работы в профессиональных АСС, АСФ более 15 лет, из которых не менее 10 лет на должностях спасателей;

- безвозмездная материальная помощь в размере 100 % стоимости указанных квартир или индивидуальных жилых домов - при общем непрерывном стаже работы в профессиональных АСС, АСФ 25 лет, из которых не менее 20 лет на должностях спасателей.

Выдача беспроцентной денежной ссуды или оказание безвозмездной материальной помощи на строительство (покупку) квартир или индивидуальных жилых домов осуществляется за счет средств на содержание АСС, АСФ.

Порядок предоставления спасателям жилых помещений, беспроцентной денежной ссуды, безвозмездной материальной помощи на строительство (покупку) квартир или индивидуальных жилых домов определяется законодательством РФ.

б). Условия предоставления жилых помещений спасателям профессиональных АСС, АСФ организаций определяются трудовым договором (контрактом).

в). Семьи погибших (умерших) при исполнении должностных обязанностей спасателей профессиональных АСС, АСФ, а также семьи спасателей, привлеченных к проведению работ по ликвидации ЧС и погибших (умерших) в ходе проведения указанных работ, нуждавшиеся в получении жилья (улучшении жилищных условий), сохраняют право на его получение (улучшение жилищных условий) . Жилые помещения указанным семьям предоставляются не позднее чем через 6 месяцев со дня гибели (смерти) спасателей.

г). Спасатели профессиональных АСС, АСФ имеют право на установку квартирных телефонов в первоочередном порядке .

11. Право на страховые гарантии:

Спасатели подлежат обязательному бесплатному личному страхованию (на сумму не менее 200 - кратного минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного законодательством РФ) при назначении их на должности спасателей в профессиональные АСС, АСФ, а также в случае привлечения в индивидуальном порядке либо в составе нештатных или общественных АСС к проведению работ по ликвидации ЧС.

Страховыми событиями для спасателей являются:

для профессиональных АСС, АСФ

для спасателей, привлекаемых к проведению работ по ликвидации ЧС в индивидуальном порядке либо в составе нештатных или

общественных АСФ

1. гибель (смерть) при исполнении ими обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом) - *;

2. смерть, наступившая вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период и в связи с *;

3. потеря трудоспособности, наступившая как следствие *.

1. гибель (смерть) в ходе проведения работ по ликвидации ЧС - **;

2. смерть, наступившая вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в **;

3. потеря трудоспособности, наступившая как следствие их участия в **.

Страхование спасателей производят:

профессиональных АСС, АСФ

спасателей, привлеченных к

проведению работ по ликвидации ЧС в индивидуальном порядке либо в составе нештатных или

общественных АСФ

федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации, создающие профессиональные АСС, АСФ за счет финансовых средств, выделяемых на содержание указанных АСС, АСФ

федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации, руководители ликвидации ЧС, привлекшие спасателей к участию в проведении указанных работ за счет финансовых средств, выделенных на ликвидацию ЧС

Выплаты сумм по обязательному бесплатному личному страхованию спасателей в случае наступления указанных страховых событий, производятся независимо от выплат по социальному страхованию, социальному обеспечению в порядке возмещения вреда здоровью.

Суммы средств, израсходованных на страхование спасателей профессиональных АСС, АСФ, относятся на себестоимость выполняемых указанными АСС, АСФ работ или на себестоимость продукции (услуг), производимой (оказываемых) создавшими их организациями.

Единовременное пособие членам семей

в случае гибели спасателей:

профессиональных АСС, АСФ

привлеченных к проведению работ по ликвидации ЧС в индивидуальном порядке либо в составе нештатных или общественных АСФ

наступившей при *, либо в случае смерти, наступившей до истечения 1 года со дня увольнения из АСС, АСФ, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период и в связи с *, членам их семей – выплачивается единовременное пособие в размере 120 окладов месячного денежного содержания

наступившей при **, либо в случае их смерти, наступившей до истечения 1 года со дня окончания их участия в **, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период и в связи с участием в **, членам их семей выплачивается единовременное пособие в размере 1000 – кратного МРОТ, установленного на день гибели (смерти) спасателей законодательством РФ

Единовременное пособие спасателям:

В случае получения спасателями профессиональных АСС, АСФ при *, увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, исключающих для них возможность дальнейшей работы в качестве спасателей, им выплачивается единовременное пособие в размере 60 окладов месячного денежного содержания.

привлеченным к проведению работ по ликвидации ЧС в индивидуальном порядке либо в составе нештатных или общественных АСФ, в случае получения ими увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, наступивших при ** и исключающих для них возможность дальнейшей работы в качестве спасателя, выплачивается единовременное пособие в размере 50-кратного МРОТ, установленного на день получения увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания законодательством РФ.

Все расходы, связанные с подготовкой к перевозке тел, перевозкой тел, погребением спасателей погибших при (*)(**), или умерших в результате увечья

в). Положение о почетном звании "Заслуженный спасатель РФ" утверждено Указом Президента РФ N 1341 от 30.12.95 г. (принят к руководству и исполнению Приказом МЧС РФ N 63 от 5.2.96 г.)

Почетное звание присваивается высокопрофессиональным работникам спасательных служб за заслуги в предотвращении и ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, разработке и освоении новой спасательной техники, воспитании и обучении кадров, работающим в спасательных службах 10 и более лет в календарном исчислении.

Дополнительные правовые и социальные гарантии спасателей

1. На спасателей профессиональных АСС, АСФ, обслуживающих организации с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные законодательством РФ.

2. Решением федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и администраций организаций могут устанавливаться дополнительные, не противоречащие настоящему Федеральному закону гарантии правовой и социальной защиты работников профессиональных АСС, АСФ, членов нештатных и общественных АСФ, спасателей, не входящих в состав АСС, АСФ.

Гарантии деятельности спасателя

1. Органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации обязаны оказывать содействие спасателям, привлеченным к проведению работ по ликвидации ЧС, при их следовании для участия в проведении указанных работ и в ходе их проведения, в том числе предоставлять транспортные и иные необходимые материальные средства.

2. В ходе проведения работ по ликвидации ЧС спасатели подчиняются только руководителям АСС, АСФ, в составе которых проводят указанные работы.

3. Никто не имеет права принуждать спасателей к выполнению задач и работ, не относящихся к обязанностям, возложенным на них трудовым договором (контрактом).

Исключительные права руководителя ликвидации ЧС

Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации ЧС, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Руководители АСС, АСФ, прибывшие в зоны ЧС первыми, принимают на себя полномочия руководителей ликвидации ЧС и исполняют их до прибытия руководителей ликвидации ЧС, определенных законодательством РФ, планами предупреждения и ликвидации ЧС или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которые отнесена ликвидация данных ЧС.

Решения руководителей ликвидации ЧС, направленные на ликвидацию ЧС, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах ЧС, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителей ликвидации ЧС по руководству работами по ликвидации ЧС, иначе как отстранив их в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо.

Полномочия руководителя ликвидации ЧС определяются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, руководством организаций в соответствии с законодательством РФ.

В случае крайней необходимости руководители ликвидации ЧС вправе самостоятельно принимать решения:

О проведении эвакуационных мероприятий;

Об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах ЧС;

О проведении АСР на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах ЧС;

Об ограничении доступа людей в зоны ЧС;

О разбронировании резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС организаций, находящихся в зонах ЧС;

Об использовании в порядке, установленном законодательством РФ, средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах ЧС;

О привлечении к проведению работ по ликвидации ЧС нештатных и общественных АСФ, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение АСР;

О привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению АСР;

О принятии других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликвидации.

Руководители ликвидации ЧС обязаны принять все меры по незамедлительному информированию соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководства организаций о принятых ими в случае крайней необходимости решениях.

Руководители ликвидации ЧС, руководители АСС, АСФ имеют право на полную и достоверную информацию о ЧС, необходимую для организации работ по их ликвидации.

В случае технологической невозможности проведения всего объема АСР руководители ликвидации ЧС могут принимать решения о приостановке АСР в целом или их части, предприняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасению находящихся в зонах ЧС людей.

Обязанности спасателей

Спасатели обязаны:

1. Быть в готовности к участию в проведении работ по ликвидации ЧС, совершенствовать свою физическую, специальную, медицинскую, психологическую подготовку.

2. Совершенствовать навыки действий в составе аварийно-спасательных формирований.

3. Неукоснительно соблюдать технологию проведения АСР.

4. Активно вести поиск пострадавших, принимать меры по их спасению, оказывать им первую медицинскую и другие виды помощи.

5. Неукоснительно выполнять приказы, отдаваемые в ходе проведения работ по ликвидации ЧС руководителями АСС, АСФ, в составе которых спасатели принимают участие в проведении указанных работ.

6. Разъяснять гражданам правила безопасного поведения в целях недопущения ЧС и порядок действий в случае их возникновения.

Обязанности спасателей профессиональных АСС, АСФ определяются соответствующими уставами, наставлениями и являются составной частью трудовою договора (контракта).

Прекращение работ как средство разрешения коллективного трудового спора в профессиональных АСС, профессиональных АСФ не допускается.

Ответственность аварийно-спасательных служб и спасателей

Профессиональные АСС, профессиональные АСФ, обслуживающие организации по договорам, несут материальную ответственность за ущерб, нанесенный указанным организациям в случаях:

Неправильных действий в ходе проведения работ по ликвидации ЧС;

Приостанавливания полностью или частично деятельности организаций в случае, если подготовка и состояние профессиональных АСС, АСФ, созданных указанными организациями или обслуживающих их по договорам, не отвечают требованиям, установленным законодательством РФ. Порядок приостановления деятельности указанных организаций устанавливается законодательством РФ. Размер ущерба и порядок его возмещения определяются в соответствии с законодательством РФ.

Спасатели, виновные в неисполнении обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), умышленном причинении при проведении работ по ликвидации ЧС вреда здоровью спасаемых граждан, нанесении ущерба природной среде, материальным и культурным ценностям, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ .

1.2 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИОННАЯ

СТРУКТУРА ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНОЙ

СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ

Поисково-спасательная служба (ПСС) МЧС России предназначена для организации и проведения поисково-спасательных работ в ЧС природного и техногенного характера.

Основными задачами ПСС МЧС России являются:

При угрозе или возникновении ЧС начальником ГО (председателем комиссии по ЧС) принимается решение в соответствии со сложившейся обстановкой и уточняются вопросы взаимодействия.

При необходимости, взаимодействующие органы управления могут высылать друг к другу оперативные группы (представителей) и обмениваться необходимыми документами по управлению действиями привлекаемых сил.

План действий (взаимодействия) является составной частью основного плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Разрабатывается обычно на карте (схеме) с пояснительной запиской и приложением к нему необходимых расчетов, графиков, таблиц и справочных данных. Может разрабатываться и текстуально. В плане отражаются: основные задачи, выполняемые силами РСЧС и взаимодействующими силами; расположение важнейших потенциально опасных объектов, районы возможных стихийных бедствий; характеристики потенциально опасных объектов; маршруты перевозок опасных грузов различными видами транспорта; состав и группировка сил РСЧС и других привлекаемых сил для ликвидации возможных ЧС, их дислокация, сроки готовности, закрепление за объектами, территориями; задачи органов управления, подчиненных и взаимодействующих сил, порядок приведения их в готовность, маршруты выдвижения в район ЧС, вид транспорта, сроки прибытия; организация дорожно-комендантской службы и охраны объектов; организация управления, оповещения, обмена взаимной информацией и всестороннего обеспечения действий сил; порядок взаимодействия с органами управления соседних субъектов РФ, региональных центров, военных округов (флотов) и другие вопросы, обусловленные спецификой региона (субъекта РФ и других территориальных образований).

Планы согласовываются с взаимодействующими органами управления, подписываются соответствующими начальниками, организующими их разработку, и утверждаются начальниками вышестоящих органов управления.

На основе планов действий (взаимодействия) начальники ГО (председатели комиссий по ЧС), начальники органов управления ГОЧС, функциональных подсистем (служб ГО) и другие лица руководящего состава разрабатывают план - графики своих действий с почасовым расчетом времени, а также необходимые документы по организации управления и взаимодействия, применительно к местным условиям и прогнозируемым данным возможной ЧС .

Взаимодействие в АСС, АСФ организуется между штатными подразделениями, выполняющими общую задачу, а также между ними и местными (объектовыми, территориальными) формированиями при их наличии на участке (объектах) ведения АСДНР.

Взаимодействие организует лично начальник ПСС путем отдачи соответствующих указаний при постановке задач.

В последующем взаимодействие уточняется непосредственно на местах работ с учетом их хода и складывающейся обстановки.

Взаимодействие организуется по задачам, месту действий, способам их выполнения и времени с целью добиться единого понимания всеми начальниками (командирами) поставленной задачи, порядка и способов ее выполнения.

Взаимодействие организуется прежде всего в интересах подразделений, выполняющих главную задачу - спасение пораженных и локализацию источника поражения.

При этом обычно согласовываются: порядок действий при вводе на участок (объекты) работ; организация ликвидации или снижения до минимально возможного уровня факторов, препятствующих ведению спасательных работ; порядок действий спасателей, инженерно-технических и других специальных подразделений при ведении спасательных работ в сложных условиях обстановки; порядок взаимодействия с местными (объектовыми) формированиями и специалистами при ликвидации повреждений на коммунально-энергетических сетях; порядок действий при смене; порядок действий при резком изменении обстановки, возникновении непосредственной опасности для жизни спасателей; порядок связи и информации; места размещения пунктов управления .

Территориальные структуры подсистем РСЧС, взаимодействующие и обеспечивающие проведение поисково-спасательных работ силами ПСС, могут иметь различную структуру. Все вопросы взаимодействия и обеспечения спасательных работ решаются комиссией по ЧС. Вариант структуры территориальной подсистемы РСЧС Новосибирской области отображен на рис. 1.2.

На местном уровне основные виды обеспечения (разведка, химическая и биологическая зашита, инженерное обеспечение, противопожарное и гидрометеорологическое обеспечение) организуются и планируются рабочим органом комиссии по ЧС на основе решения председателя КЧС на ликвидацию ЧС. Задачи по реализации принятого решения ставятся соответствующим начальникам служб города, района и находятся под контролем КЧС. За полноту организуемых и принимаемых мер по обеспечению успешного решения задачи поисково-спасательной службой (отрядом) несет руководитель ликвидации ЧС – председатель КЧС.


Рис. 1.2 Территориальная подсистема РСЧС (органы управления и силы) Новосибирской области,

обеспечивающая проведение аварийно-спасательных работ

Глава II

РЕАГИРОВАНИЕ НА ЧС И ОРГАНИЗАЦИЯ

ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

2.1 ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ЭКСПЕДИЦИОННОЙ ГРУППЫ СПАСАТЕЛЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ

И ВЫДВИЖЕНИИ В РАЙОН ЧС

Наиболее целесообразным может быть следующий порядок работы начальника ПСС (ПСО) с получением задачи на выдвижение в район ЧС и ведение АСДНР: уяснение задачи; информирование подчиненных о полученной задаче и обстановке; расчет времени; отдача распоряжений на приведение в готовность, выдвижение в район ЧС, организацию разведки; проведение рекогносцировки района (участка, объектов) предстоящих работ и установление связи и взаимодействия с Руководителем ликвидацией ЧС и оперативной группой комиссии по ЧС, которой служба (отряд) поступает в оперативное подчинение; оценка обстановки; принятие решения; постановка задач подразделениям и организация взаимодействия между ними; организация ввода подразделений на участки (объекты) работ; организация управления и всестороннего обеспечения действий подразделений; управление ведением работ.

Уясняя задачу, начальник должен понять цель предстоящих действий, задачу службы (отряда, подразделения), место и роль их в выполнении задачи по ликвидации ЧС; к кому поступает служба (отряд, подразделение) в оперативное подчинение, с кем взаимодействовать при выполнении задачи, срок готовности к выполнению задачи.

Расчет времени производится группой управления с целью определения оптимального порядка работы по организации действий и сосредоточения сил для выполнения задачи. Основой для расчета является указанный старшим начальником срок готовности к выполнению задачи, время получения задачи, время необходимое на приведение в готовность и выдвижение в район ЧС.

В распоряжении на приведение в готовность и выдвижение в район ЧС указываются: данные об обстановке и предстоящей задаче; маршрут движения, район сосредоточения, время начала движения и сосредоточения в указанном районе; время готовности к началу АСР; организация обеспечения; порядок связи и информации.

В указании по организации разведки начальник определяет: цели и задачи разведки; какие данные и к какому времени необходимо добыть; на каких объектах (участках) сосредоточить основные усилия разведки.

Приведение службы (отряда, подразделения) в готовность и организация выдвижения осуществляются в соответствии с заблаговременно разработанным планом действий при возникновении ЧС, с уточнением его исходя из поставленной задачи и условий ее выполнения.

Для проведения рекогносцировки группа управления, с учетом указаний начальника, создает рекогносцировочную группу, в которую с учетом характера ЧС и обстановки, кроме начальника, включаются необходимые начальники служб, командиры основных подразделений.

В ходе рекогносцировки начальник уточняет обстановку и задачу у Руководителя ликвидацией ЧС (старшего оперативной группы комиссии по ЧС, организующей ликвидацию ЧС). Изучает: участки (объекты) работ и пути подхода к ним; характер разрушений, завалов, пожаров; наличие, характер, масштабы и границы заражения, затопления; состояние населения, наличие местных материалов, необходимых для ведения АСДНР; состояние коммунально-энергетических сетей и местности в районе ведения работ; места удобные для развертывания пунктов управления, медицинского пункта, район развертывания подразделений обеспечения, место развертывания пункта обезвреживания техники и санитарной обработки личного состава.

Оценка обстановки включает: оценку очага поражения, состояния и возможностей своих подразделений; местных сил и материально-технических средств, которые будут способствовать выполнению поставленной задачи; времени года, суток, состояния погоды и местности.

При оценке очага поражения анализируются: характер и масштабы основных поражающих факторов, состояние объектов и территории, где будут проводиться работы; состояние населения, наличие и характер факторов, препятствующих ведению работ; вид и объемы АСДНР.

При оценке состояния и возможностей своих подразделений анализируются: состав, оснащенность техникой и инструментом, обеспеченность материально-техническими средствами, готовность к действиям; возможности системы управления с учетом характера предстоящих работ.

При оценке местных возможностей анализируются: с какими местными органами необходимо организовать взаимодействие и по каким вопросам; наличие местных материалов, необходимых для проведения АСДНР, возможности их использования.

При оценке времени года, суток и состояния погоды анализируются их возможное влияние на выполнение поставленной задачи.

По каждому элементу оценки обстановки делаются выводы и производятся расчеты, которые в итоге составляют основу решения.

Основными выводами при оценке состояния очага поражения могут быть: характер и объемы предстоящих АСДНР; характер и масштабы вредных и опасных факторов, препятствующих ведению работ, что необходимо предпринять для их ликвидации или снижения до минимально возможного уровня; основные наиболее целесообразные способы ведения АСДНР; характер и потребное количество сил и средств для выполнения предстоящих работ; направления (участки, объекты) сосредоточения основных усилий; порядок и сменность при ведении работ; задачи разведки по уточнению обстановки; меры безопасности и защиты подразделений в ходе работ; что необходимо дополнительно предпринять по подготовке подразделений к действиям; районы (места) размещения подразделений обеспечения, пунктов управления исходя из характера обстановки.

2.9.1. Управление силами и средствами, привлеченными к ликвидации ЧС, осуществляется назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации руководителями работ по ликвидации ЧС.

2.9.2. В случае технологической невозможности проведения всего объема АСДНР руководитель работ по ликвидации ЧС может принять решение о приостановке АСДНР в целом или их части, приняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасанию находящихся в зоне ЧС людей.

2.9.3. Руководитель органа управления АСС, АСФ, являющийся руководителем работ по ликвидации ЧС, при получении информации о возникновении ЧС более высокого уровня, требующих неотложного реагирования, и других обстоятельствах, делающих невозможным исполнение им обязанностей руководителя работ по ликвидации ЧС, может покинуть зону ЧС, назначив руководителем работ по ликвидации ЧС другое должностное лицо из числа участников ликвидации ЧС, о чем в обязательном порядке сообщается прямому начальнику, в орган повседневного управления РСЧС (органов исполнительной власти субъектов РФ, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления) и делается запись в соответствующих документах. При этом ответственность за последствия этого решения возлагается на должностное лицо, его принявшее.

2.9.4. Оценка обстановки осуществляется руководителем работ по ликвидации ЧС в течение всего периода ликвидации ЧС. Оценивая обстановку, руководитель работ по ликвидации ЧС изучает:

предполагаемые причины, время и условия возникновения ЧС, в том числе погодные условия;

характер объекта, на котором произошла ЧС (назначение, наличие воздействия поражающих факторов источника ЧС, количество и состав находящихся на объекте людей, удаленность от населенных пунктов, наличие и состояние коммуникаций и средств связи и пр.);

наличие в ближайших населенных пунктах сил и средств спасания, строительной и прочей техники, учреждений здравоохранения и др.;



наличие угрозы для людей, количество пострадавших (погибших) и оперативные сведения о материальных потерях;

достаточность и состояние прибывших в зону ЧС сил и средств.

2.9.5. Основой управления ликвидацией ЧС является решение руководителя работ по ликвидации ЧС, которое он принимает единолично на основе оценки обстановки. В решении определяются:

замысел ликвидации ЧС;

основные задачи подразделений;

основные вопросы взаимодействия;

основные вопросы организации всестороннего обеспечения;

вопросы организации управления;

вопросы связи, мониторинга, контроля и обмена информацией.

2.9.6. Основу решения составляет замысел ликвидации ЧС, в котором определяются:

решающее направление применения сил и средств, районы, участки сосредоточения основных усилий;

способы локализации ЧС, проведения АСДНР и специальных работ;

состав и порядок построения группировки сил;

сектора и участки проведения АСДНР;

порядок работы, а при необходимости, смены участников ликвидации ЧС;

пункты сосредоточения резерва сил и средств, питания, сбора эвакуируемых людей и имущества, оказания медицинской помощи и др.

2.9.7. Задачи для подразделений АСФ доводятся распоряжениями, которые заносятся в журнал (фиксируются средствами объективного контроля). При постановке задач указываются:

краткие выводы из оценки обстановки;

объект, на котором произошла ЧС;

вид ЧС, возможные поражающие факторы источника ЧС;

замысел проведения АСДНР;

задачи для подразделений, действующих на решающем направлении, подразделений, действующих на других направлениях (участках), и обеспечивающих подразделений;

место пункта управления и руководство ликвидацией ЧС.

2.9.8. Взаимодействие подразделений АСФ организуется руководителем работ по ликвидации ЧС с участием его заместителей, руководителей подразделений АСФ. При организации взаимодействия руководитель работ по ликвидации ЧС должен:

согласовать усилия нештатных, приданных и поддерживающих спасательных подразделений по ликвидации ЧС;

добиться единого понимания всеми участниками ликвидации ЧС цели АСДНР, задач и способов их выполнения;

наметить и согласовать варианты действий спасательных подразделений и меры по противодействию распространения зоны ЧС либо поражающих факторов источника ЧС;

указать сигналы оповещения, управления и взаимодействия.

2.9.9. Организация взаимодействия подразделений АСФ может осуществляться методом отдачи руководителем работ по ликвидации ЧС распоряжений или методом получения докладов от руководителей спасательных подразделений о действиях своего подразделения по реализации поставленных задач.

2.9.10. В условиях крайне ограниченного времени взаимодействие организуется методом отдачи распоряжений.

2.9.11. В ходе выполнения АСДНР взаимодействие подразделений АСФ осуществляется непрерывно, постоянно уточняется, а при резких изменениях обстановки организуется заново.

2.9.12. Работа руководителя работ по ликвидации ЧС (АСДНР) должна быть направлена, прежде всего, на реализацию принятых решений в ходе ликвидации ЧС. Она включает в себя:

постоянный сбор данных об обстановке и их оценку;

своевременное уточнение решения по мере изменения обстановки, доведение уточненных задач до подчиненных;

поддержание непрерывного взаимодействия и всестороннего обеспечения работ по ликвидации ЧС;

осуществление контроля за выполнением подразделениями распоряжений и оказание им необходимой помощи.

2.9.13. При непосредственной угрозе возникновения в зоне ЧС поражающих факторов источника ЧС руководитель предупреждает об этом участников ликвидации ЧС и, не прекращая выполнения задачи, принимает меры по их защите либо рассредоточению и проведению других соответствующих мероприятий.

2.9.14. При ликвидации ЧС решением руководителя работ по ликвидации ЧС могут создаваться нештатные структуры управления и обеспечения. Нештатными органами управления являются ОШ ЛЧС, ОГ, рабочие участки и сектора, пункты сосредоточения резерва сил и средств, питания, сбора эвакуируемых людей и имущества, оказания медицинской помощи и др.

2.9.15. ОШ ЛЧС создается в случаях:

привлечения к ликвидации ЧС дополнительных сил и средств, не предусмотренных планами;

организации в зоне ЧС трех и более рабочих участков;

возникновения необходимости детального согласования с администрацией предприятия действий по ликвидации ЧС;

по решению руководителя работ по ликвидации ЧС.

2.9.16. Для обеспечения деятельности ОШ ЛЧС и проведения АСДНР в зоне ЧС могут развертываться временные пункты управления. Временные пункты управления должны оборудоваться рабочими местами для ОГ, комплектоваться необходимыми средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации.

2.9.17. Рабочий участок (сектор) - часть зоны ЧС, на которой сосредоточены силы и средства, объединенные поставленной основной задачей и единым руководством. Рабочие участки создаются в соответствии с решением руководителя работ по ликвидации ЧС по месту ведения (часть здания, территории) или видам АСДНР (спасение) пострадавших, тушение пожара, дезинфекция и т.д.).

2.9.18. При создании в зоне ЧС пяти и более участков могут быть организованы сектора, объединяющие несколько рабочих участков. Ведение АСДНР на рабочем участке возглавляет начальник участка, в секторе - начальник сектора. Начальники рабочих участков (секторов) назначаются руководителем работ по ликвидации ЧС.

2.9.19. Руководитель ОШ ЛЧС одновременно является заместителем руководителя работ по ликвидации ЧС. В состав ОШ ЛЧС могут входить заместитель руководителя штаба, начальник тыла, представители администрации предприятия и другие лица по усмотрению руководителя работ по ликвидации ЧС.

2.9.20. Работа ОШ ЛЧС осуществляется на основе решения руководителя работ по ликвидации ЧС и отдаваемых им распоряжений и указаний. Основными задачами ОШ ЛЧС являются:

сбор, обработка и анализ данных об обстановке в зоне ЧС, передача необходимой информации руководителю работ по ликвидации ЧС и дежурному диспетчеру;

определение потребности в силах и средствах, подготовка соответствующих предложений для руководителя работ по ликвидации ЧС; обеспечение контроля выполнения поставленных задач; организация подготовки и обеспечение ведения АСДНР при ликвидации ЧС;

учет сил и средств в зоне ЧС, расстановка их по рабочим участкам (секторам), ведение соответствующей документации;

создание резерва сил и средств для ликвидации ЧС;

обеспечение мероприятий по охране труда личного состава при проведении АСДНР;

реализация мер по поддержанию готовности сил и средств, участвующих в ликвидации ЧС;

обеспечение взаимодействия с аварийными, аварийно-спасательными формированиями и службами жизнеобеспечения населенных пунктов и объектов, привлекаемыми к ликвидации ЧС.

2.9.21. ОШ ЛЧС располагается в месте, определяемом руководителем работ по ликвидации ЧС, обеспечивается необходимым для управления оборудованием и обозначается соответствующим образом. Руководитель работ по ликвидации ЧС и лица, входящие в состав ОШ ЛЧС, должны иметь соответствующие опознавательные знаки.

2.9.22. Руководитель ОШ ЛЧС подчиняется непосредственно руководителю работ по ликвидации ЧС. Руководитель ОШ ЛЧС в течение всего периода проведения АСДНР, как правило, постоянно находится в месте расположения штаба.

2.9.23. При ликвидации ЧС руководитель ОШ ЛЧС, с согласия руководителя работ по ликвидации ЧС, может назначать своих заместителей, распределяя между ними обязанности по выполнению задач ОШ ЛЧС в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и делегируя им часть своих полномочий.