Микропредприятие льготы по плановым проверкамг. Надзорные каникулы для малого бизнеса

Добрый день, уважаемые предприниматели!

Отличные новости из Кремля. 4-го июня Правительство РФ утвердило законопроект о надзорных каникулах для малого бизнеса.

Эта новость появилась на официальном сайте в четверг и вызвала неподдельный интерес с моей стороны:) Причем этот законопроект был одобрен еще в понедельник, 1-го июня.

Вот текст, который доступен на сайте

http://government.ru/news/18398/

Когда будет действовать запрет на проведение плановых проверок для ИП?

Если он будет окончательно принят, то вступит в силу с 01-го января 2016 года по 31 декабря 2018 года.

Зачем вводится запрет на плановые проверки?

Позволю себе процитировать:

Предлагается установить запрет на проведение с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства. Это позволит сократить количество плановых проверок и будет способствовать формированию благоприятных условий для развития малого предпринимательства в России.

Ну что же? Посыл хороший:)

Если учесть, что во многих регионах России уже действуют налоговые каникулы, то картина в целом становится все лучше и лучше:)

Какие ИП НЕ попадут под надзорные каникулы?

На самом деле, далеко не любое ИП попадет под действие этого закона.

Главные требования, чтобы получить иммунитет от навязчивых визитов выглядят следующим образом:

Малому предприятию (в том числе ИП) за последние три года не было предъявлено серьезных претензий (административных нарушений), которые привели к приостановлении его деятельности или отзыву лицензии. То есть, нужно, чтобы за последние три года у вас не отбирали лицензию (если она нужна) и не приостанавливали Вашу деятельность.

Естественно, под этот закон НЕ попадут компании, которые работают в потенциально опасной сфере

Из текста законопроекта следует, что к таким видам деятельности относятся:

  1. здравоохранения
  2. образования
  3. В социальной сфере
  4. в сфере теплоснабжения
  5. электроэнергетики
  6. энергосбережения и повышения энергетической эффективностив случае если они включены в соответствующий перечень, утверждённый Правительством (постановление от 23 ноября 2009 года №944).

Еще предлагается исключить из списка счастливчиков компании, которые работают:

  1. в области промышленной безопасности и федеральный государственный пожарный надзор в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в отношении объектов I или II класса опасности;
  2. в области безопасности гидротехнических сооружений в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих гидротехнические сооружения, в отношении объектов I или II класса опасности;
  3. в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в отношении объектов I или II категории;
  4. в области обеспечения радиационной безопасности;
  5. в области обеспечения защиты государственной тайны.

Так ввели эти каникулы или нет?

На данном этапе он одобрен Правительство РФ. Но это не значит, что он уже точно будет подписан Президентом РФ именно в таком виде.

Наверняка будут некоторые правки и.т.д.

Но то, что он будет принят – в этом нет никаких сомнений. Дело в том, сам Путин его инициировал еще в декабре 2014 года (вот здесь подробнее)

Но все-же, если не хотите пропустить окончательный вариант, то не забудьте подписаться на новости сайта в специальной форме после статьи. Я обязательно оповещаю всех читателей о важных изменениях для ИП.

От каких проверок освободили малый бизнес

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

От каких проверок освободили малый бизнес

С 1 января 2016 года начнут действовать «надзорные каникулы». Малые компании освободят от большинства плановых проверок на три года.

Суть «надзорных каникул» – избавить от излишней бюрократии те сферы бизнеса, в которых риск опасных последствий «безнадзорности» не велик.

Не работает

Главное в статье

  • Малый бизнес освободят от большинства плановых проверок. И так будет три года подряд. Правда, это не коснется проверок, которые проводят налоговики и фонды.
  • Если чиновники по ошибке включат компанию в план проверок, надо подать заявление и документы, которые подтвердят освобождение.
  • Внеплановые проверки будут проводить, как и раньше. На них новые правила не распространяются.

Каких проверок не будет

С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года плановые проверки в отношении малого бизнеса проводить не будут. Однако запрет касается только тех проверок, которые регулирует Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей...». Их проводят трудовые инспекции, санэпидемстанции, органы Роспотребнадзора.

Чтобы воспользоваться льготой, хозяйству не придется собирать документы и обращаться в инстанции. Составляя план проверок, чиновники сами исключат из него компанию малого бизнеса.

Что делать, если вас случайно включили в проверочный план

А если организацию по ошибке все же включили в план? Тогда нужно подать заявление. К нему следует приложить документ, подтверждающий незаконность проверки. Достаточно справки, в которой указаны данные о составе участников компании, годовой выручке и численности сотрудников. Ее должен подписать руководитель предприятия. Заявление и справку направьте в тот орган, который решил проверить вашу компанию. Например, для проверок в сфере рекламы это предусматривает письмо ФАС России от 12 августа 2015 г. № АК/41908/15.

На кого не распространяется освобождение

Проверок не избежать компаниям, которые раньше уже серьезно нарушали закон. И потому есть основание проконтролировать их еще раз.

Организацию проверят, если есть постановление о назначении наказания за грубое нарушение правил. Либо о дисквалификации, приостановке деятельности. Или когда лицензию компании аннулировали или приостановили.

Когда компания относится к малому бизнесу

К малому бизнесу относят компании, которые подходят под следующие критерии (ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»). Первое – доля участия РФ, субъекта или муниципального образования, общественных и религиозных организаций, фондов не превышает 25 процентов. А доля иностранных компаний или юрлиц, которые не являются малыми или средними предприятиями, – 49 процентов. Второе – средняя численность сотрудников за предшествующий год до 100 человек. Третье – выручка от реализации без учета НДС или балансовая стоимость активов не превышает 800 млн руб.

Основание – часть 2 статьи 26.1 Закона № 294-ФЗ. Важное условие: проверка, по результатам которой приняли такие постановления или решения, завершилась в последние три года.

Замечу, что назначаемая проверка по тематике должна совпадать с той, во время которой выявили нарушение. Скажем, недочеты нашел Роспотребнадзор. Трудинспекция на этом основании не может включать компанию малого бизнеса в свой план проверок.

Какие проверки останутся

Внеплановые проверки никто не отменял. Их проводят по заявлениям и жалобам граждан. Либо когда у госоргана есть информация, что компания нарушает закон и это может угрожать жизни и здоровью граждан, безопасности государства. По сути, поводом для проверки может служить любое обращение потребителя, сотрудника компании. Или информация, поступившая из иных источников. Обратите внимание: некоторые плановые проверки останутся в силе. Это проверки налоговой инспекции и фондов. А также, к примеру, валютный или экологический надзор.

Важно запомнить!

Экологический надзор проводят в компаниях, которые эксплуатируют объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду I или II категории.

Что ждать компаниям после 2018 года

Суть «надзорных каникул» – избавить от излишней бюрократии те сферы бизнеса, в которых риск опасных последствий «безнадзорности» не велик. Риск-ориентированный подход, который ввели законодатели, состоит в следующем. Государство отнесет компанию к определенной группе риска или классу опасности. Критерии для этого определит правительство. И уже для каждой группы/класса разработают условия, определят частоту, интенсивность проверок и иных контрольных мероприятий.

Изменения с 2016 года – лишь первый шаг к риск-ориентированному подходу. В полной мере его начнут применять именно с 2018 года.

налоговые проверки, регистрация и реорганизация, регистрация фирм, юридические консультации

Президент подписал закон о трехлетнем моратории проведения проверок малого бизнеса с 1 января 2016г. Относится ли этот запрет к проверкам Росприроднадзора (экология) индивидуального предпринимателя, зарегистрированного 05.02.2015г.? Спасибо.

Относится, если ИП соответствует критериям субъекта малого предпринимательства, и если за предыдущий год деятельности у него не находили нарушний. Критерии приведены в справочнике в обосновании.

Обоснование

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 26.11.2015 № 1268

«I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок подачи заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ежегодный план), перечень прилагаемых к нему документов, подтверждающих отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя к субъектам малого предпринимательства* в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" , порядок рассмотрения этого заявления, обжалования включения проверки в ежегодный план, а также исключения соответствующей проверки из ежегодного плана».

Из справочника

Критерии отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства

Виды хозяйствующих субъектов Условия признания субъектом малого предпринимательства Основание
Коммерческие организации и потребительские кооперативы

Суммарная доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не превышает 25 процентов, за исключением суммарной доли участия, входящей в состав:

  • активов акционерных инвестиционных фондов;
  • имущества закрытых паевых инвестиционных фондов;
  • общего имущества инвестиционных товариществ.

Суммарная доля участия иностранных организаций, суммарная доля участия, принадлежащая одной или нескольким организациям, которые не являются субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 49 процентов каждая

п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ
Коммерческие организации , потребительские кооперативы и индивидуальные предприниматели

Предельные значения выручки установлены в размере:

  • 120 млн руб. – для микропредприятий;
  • 800 млн руб. – для малых предприятий;*
  • 2000 млн руб. – для средних предприятий

Какие компании скоро отдохнут от проверок

С 2016 года к малым компаниям не будут приходить плановые административные проверки. Эти каникулы продлятся три календарных года - до 2018 года включительно. От каких проверок удастся отдохнуть и о мерах борьбы с незаконными действиями ревизоров нам рассказал Владислав Леонтьевич Корочкин, первый вице-президент общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».

ГЛАВБУХ: Владислав Леонтьевич, в чем цель надзорных каникул?

ВЛАДИСЛАВ КОРОЧКИН: Освободить малый бизнес от непродуктивных затрат времени на общение с проверяющими. Чтобы коммерческая организация смогла сосредоточиться на главном - получении прибыли. В малой компании иногда работают всего пара-тройка человек. И когда начинается проверка, все они вместо того, чтобы участвовать в производстве, вынуждены переключить внимание на ревизоров.

Но полностью избежать плановых проверок все равно не удастся. Налоговые ревизии остаются в силе.

Да, но плановые и внеплановые налоговые проверки в последнее время практически не касаются малого бизнеса на упрощенке и вмененке. Я считаю это совместной победой «ОПОРЫ РОССИИ» и ФНС.

Коротко о важном

Какие компании освободили от неналоговых проверок с 2016 по 2018 год?

Малые предприятия, у которых за последние три года не находили нарушений.*

Как привлечь проверяющих к ответственности за незаконные действия?

Можно обратиться в прокуратуру. Но на практике эта ответственность символическая.

Можно ли не пускать ревизоров, если в реестре прокуратуры нет данных о проверке?

Да, но только если у проверяющих нет постановления о внеплановой ревизии.

От каких административных проверок отдохнет малый бизнес?

Мораторий коснется проверок из Роструда, СЭС, практически всех лицензирующих организаций, пожарного надзора и так далее. Важно, чтобы в течение прошлых трех лет эти ведомства не уличили компанию в грубых нарушениях. Иначе мораторий не будет действовать.

Мораторий не касается внеплановых проверок. Нажаловался сотрудник или клиент - пришла внеплановая ревизия. Получается, принципиально для бизнеса ничего не поменялось?

Предмет внеплановой проверки обычно более узкий, чем плановой. Полномочий у ревизоров гораздо меньше. К примеру, по жалобе работника о зарплате в конвертах инспекция по труду проверит только наличие «серых» доходов. А на плановой проверяющие вправе изучить любые документы, связанные с исполнением трудового законодательства.*

Допустим, в организацию пришла административная проверка, о которой не сказано в реестре прокуратуры. Как действовать - пускать проверяющих к себе на территорию или нет?

Еще по этой теме

Основные изменения в правилах проведения неналоговых проверок в 2016 году *

Не пускать. Конечно, если у проверяющих нет должным образом оформленного постановления о проведении внеплановой ревизии. Негативных последствий опасаться не надо. Скорее их должна бояться незаконно действующая надзорная организация. Прокуратура выявляет довольно много таких случаев и выдает предписания.

Допустим, на территорию компании пустили незаконную проверку. Можно ли конкретных проверяющих привлечь к ответственности за незаконные действия?

Можно сообщить в прокуратуру. Там обязаны принять меры по восстановлению законности, а также привлечению к ответственности проверяющих. К сожалению, на практике ответственность контролеров скорее символическая. И лишь в единичных случаях удается взыскать с них ущерб, нанесенный предприятию. Поэтому вопрос об установлении более серьезной ответственности должностных лиц и госорганов остро стоит в повестке дня.

Что в этом направлении делает «ОПОРА РОССИИ»?

Наши эксперты участвуют в проверках, например пожарных. И следят за соблюдением регламента. В случае нарушений мы защищаем права бизнеса.

Как заявил председатель комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков, Госдума приняла закон об освобождении малого бизнеса от проверок. Как говорится в сообщении Государственной думы, он принят 1 июля, а вступит в действие с 1 января 2016 года.

«Закон был разработан и принят во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации по реализации послания президента РФ Федеральному собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 года. Владимир Путин призвал отказаться от «принципа тотального, бесконечного контроля», – пояснил Анатолий Аксаков. Для решения этих целей и был проработан и принят закон.

Согласно документу, устанавливается запрет на осуществление в течение трех лет плановых контрольно-надзорных мероприятий в отношении субъектов малого предпринимательства, у которых по итогам предшествующих трех лет не выявлено нарушений требований, установленных законодательством Российской Федерации, за исключением случаев выявления нарушений, создающих угрозу жизни, здоровью граждан, окружающей среде, - сообщил Анатолий Аксаков.

Запрет на проведение плановых проверок устанавливается в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. При этом орган госконтроля может принять решение о включении в план проверки субъекты МСП, если в их отношении имеется информация о вынесенном ранее и вступившем в законную силу постановлении о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения законодательства РФ или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности.

Также субъектов малого предпринимательства будут включать в план проверки, если в их отношении принято решение о приостановлении или аннулировании лицензии, и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой принято такое решение, прошло менее трех лет.

Важным дополнением закона стали поправки, касающиеся ввода и применения риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля. Применение системы оценки рисков предполагает установление зависимости интенсивности контрольных мероприятий от потенциальных негативных последствий деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также от возможного несоблюдения им обязательных требований. Положения по риск-ориентированному подходу начнут применяться с 1 января 2018 года, однако, правительство получит возможность по отдельным видам контроля применить этот подход и ранее для того, чтобы к 2018 году эта система полностью была адаптирована и готова к повсеместному применению.

Впрочем, есть и сферы, в которых «надзорные каникулы» применяться не будут - это надзор сфере промышленной, пожарной и экологической безопасности по объектам первого и второго класса опасности, в сфере радиационной безопасности и государственной тайны.

«Закон позволит решить проблему избыточного контроля и надзора, которая по-прежнему остается болезненной для российского бизнеса. Принятый закон позволит сократить количество плановых проверок субъектов малого предпринимательства и будет способствовать дальнейшему формированию благоприятных условий для развития малого предпринимательства в России», - резюмировал Анатолий Аксаков.

Ключевым элементом новой системы государственного контроля должен стать риск-ориентированный подход, констатирует руководитель независимого экспертного центра "Общественная дума" Роман Терехин. Проверки будут проводится в зависимости от того, какие угрозы и риски присутствуют в деятельности субъектов малого предпринимательства, какой вред они смогут причинить и какова вероятность наступления такого вреда. Так, чем больше риски – тем чаще будут проводиться проверки и иные мероприятия по контролю. Таким образом контрольная деятельность должна переориентироваться на объекты повышенного риска. У тех, чей уровень риска низок (своевременно исполняются предписания, нет административных взысканий), плановые проверки должны свестись к минимуму.

Однако, указывает эксперт, вопрос в том, кто будет определять критерии рисков. Если этот вопрос будет отнесен к компетенции контрольных органов, то возможно этот критерий будет использоваться в собственных интересах, что привлечет к значительному ущемлению прав субъектов малого предпринимательства. Для тех компаний, которые обладают объектами низкого риска, а также добросовестных предпринимателей (именно их затронут позитивные последствия в виде снижения числа проверок), положение в части проведения проверок существенно улучшится, вплоть до полной отмены их проведения.

Таким образом, заключает Роман Терехин, такая модель контроля является актуальной, принесет существенное облегчение контрольной нагрузки для малого предпринимательства Главная проблема будет стоять в вопросе практической реализации новой системы будет ли она понятна, стабильна, унифицирована. И еще волнует вопрос, как добросовестные предприниматели с низким уровнем производственных рисков все-таки будут контролироваться? Вероятно, не хватает введения какого-либо самоконтроля или общественного контроля. Для ведения самоконтроля будет достаточно заполнения определённой единой формы, либо проведения аудита безопасности, для собственной уверенности.

Безусловно, отмечает советник председателя президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Алексей Онищенко, снижение административного давления благоприятно влияет на развитие бизнеса. Однако полное отсутствие контроля может привести к безответственности и массовым нарушениям, что может быть опасно для здоровья и жизни людей. Так, например, подобные моратории уже некоторое время действуют в Казахстане и на Украине. И везде с введением моратория выросло количество жалоб от потребителей на заметно упавшее качество товаров и обслуживания. Во избежание этого мораторий вводится только на плановые проверки, а внеплановые по обращениям пострадавших или иных лиц будут проводиться в прежнем режиме.

Временная отмена плановых проверок в тех отраслях, где риски относительно невысоки, весьма благоприятна, но этого, конечно, недостаточно. Кроме проверок малым предприятиям приходится платить довольно существенные налоги и страховые взносы, выдерживать конкуренцию с крупным бизнесом - здесь также необходима некоторая поддержка.

В г. Салехард, 26.10.2015 года состоялся круглый стол «Антикоррупционн ая защита бизнеса». Заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу Харькова Э.А. представила информацию о введении «надзорных каникул» для малого бизнеса в 2016-2018 гг.

Порядок прохождения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регламентируется положениями Федерального закона от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту - Закон №294-ФЗ).

Так, п.1 ст.9 Закона №294-ФЗ установлено, что предметом плановой проверки является соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателям и при осуществлении отдельных видов предпринимательс кой деятельности, обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательс кой деятельности, обязательным требованиям.

Плановые проверки проводятся с периодичностью не чаще одного раза в три года на основании ежегодно разрабатываемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля планов (п.2 и п.3 ст.9 Закона №294-ФЗ).

Генеральной прокуратурой в рамках исполнения требования п.7 ст.9 Закона №294-ФЗ создается в срок до 31 декабря текущего года реестр плановых проверок, который размещается в Интернете.

Для того, чтобы узнать интересующую информацию, организации либо предпринимателю достаточно зайти на сайт Генпрокуратуры по адресу: http://plan.genp roc.gov.ru/ либо на официальный сайт прокуратуры ЯНАО.

Законом установлены условия для применения «надзорных каникул».

С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года субъекты малого бизнеса могут быть освобождены от плановых проверок.

Так, одним из условий, ограничивающих право на мораторий проведения проверок, является наличие у субъектов малого бизнеса за предшествующие три года, вступивших в законную силу:

Постановлений о назначении административног о наказания за совершение грубого нарушения законодательства РФ или административног о наказания в виде дисквалификации или административног о приостановления деятельности (в соответствии с положениями КоАП РФ);

Решений о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» (п.2 ст.26 законопроекта).

Действие «надзорных каникул» также не будет распространяться на виды деятельности, указанные в п.9 ст.9 Закона №294-ФЗ.

Так, от проверок не будут освобождены субъекты бизнеса занятые, например, в социальной сфере (медицинские, образовательные, санаторно-курорт ные услуги), работающие в сфере надзора промышленной, пожарной, радиационной и экологической безопасности.

Положениями ст.13 Закона №294-ФЗ ограничены сроки проведения плановой и неплановой проверок. Так, плановая выездная проверка субъектов малого предпринимательс тва должна занимать не более 50 часов в год, а в отношении микропредприятий - не более 15 часов в год (п.2 ст.13 Закона №294-ФЗ). И лишь в исключительных случаях сроки проведения плановой выездной проверки могут быть продлены, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий не более чем на пятьдесят часов, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов (п.3 ст.13 Закона №294-ФЗ).

«Надзорные каникулы», как и выведенное на законодательный уровень понятие «риск-ориентиров анного подхода», закрепление сроков начала его применения - это элементы большой работы по совершенствовани ю регулирования в сфере контрольно-надзо рной деятельности.

На надзоре Управления Роспотребнадзора по ЯНАО (далее Управление) состоит 5073 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории автономного округа и подлежащих государственному надзору. Более 65% от общего числа субъектов надзора составляют субъекты малого и среднего предпринимательс тва (далее ССМП). На отдельных территориях удельный вес ССМП достигает 80%.

В структуре объектов более 30% составляют предприятия пищевой промышленности, торговли и общепита.

В соответствии с установленным уведомительным порядком начала осуществления предпринимательс кой деятельности в Управлении с 2009 года зарегистрировано 1235 уведомлений.

До 2015 года ежегодно проверками было охвачено 24-30% субъектов надзора. Так, в 2014 году плановому контролю подлежало 1 217 субъектов или 24% от общего числа, на 2015 год число запланированных субъектов надзора составляет 278 субъектов или 5%.

В план 2016 года включено 5% субъектов надзора (259), что объясняется исключением из плана ССМП. В план включены субъекты малого предпринимательс тва, которыми были допущены грубые нарушения требований санитарного законодательства и применена мера административног о наказания в виде административног о приостановления деятельности.